lazarudin

Categories:

Европа, ашкеназы, идиш и немного генетики. III ч.

Борис  Альтшулер

Окончание — третья часть

Предыдущая, вторая часть здесь

Начало здесь

Судя по «Житию Константина» древнеславянский алфавит существовал как минимум три года до «изобретения», редакции найденого Кириллом шрифта (863 г.), а по факту заимствования глаголицей знака «шва», – за сотни лет до деяний Константина-Кирилла. О древности этого шрифта писал Михаил Артамонов. Уже в первой половине XIX-го в. признавалось, что графика 11-ти глаголитических букв является древнееврейской (П.И. Шафарик). 22 буквы алфавита кириллицы совпадают по количеству с еврейским алфавитом [автор ошибается. в кириллице и в глаголице число букв до сорока с лишним. прим.лазарудин], а для трех букв в нём и, кстати, в греческом отсутствующих, добавлены соответственно буквы Ч, Щ и Ы. Для графики букв «нового» письма было использовано греко-коптское написание.

В 1290 г. евреи были изгнаны из Англии, в 1394-м — из Франции. Еврейские беженцы из этих стран включились тогда в ядро позднего ашкеназийского сообщества. В XIII–XV вв. еврейские общины, особенно в период Крестовых походов, повсеместно изгонялись из городов в странах Западной Европы, а многие немецкие евреи в качестве маргиналов были вынуждены около двух столетий искать укрытия в лесах Германии. Изгнание евреев из Испании в 1492 г. было хотя и наиболее масштабным, но не единственным в этом ряду трагических событий. Историко-лексическая гипотеза ашкеназийских исследований основывается на так наз. Индосемитской теории, впервые высказанной более 200 лет назад в публикации немецкого библиографа, лексикографа и германиста Иоганна Кристофа Аделунга (Johann Christoph Adelung, 1732-1806) в книге «Митридат, или общая лингвистика» (Берлин, 1806) и после этого научно обоснованной египтологом, семитологом и выдающимся лингвистом Карлом Лепсиусом (Karl Richard Lepsius, 1810-1884). Научный интерес к указанной теме продлился в специальной литературе до конца XX в., до интересных публикаций швейцарского классического филолога Линуса Бруннера (Linus Brunner) в серии его статей и книг по истории ретских языков и общих семитских и индоевропейских корней — об «альпийском семитизме». В 1960-1980 гг. Бруннер подробно остановился на этом в своих исследованиях на тему «Räter und Semiten», где создал вышеуказанный термин «альпийский семитизм» (der Alpensemitismus), который сегодня повсеместно научно признан.

Международный консорциум генетиков TAGC подготовил первую в мире полную карту генома евреев-ашкеназим, подтвердившую их европейское и ближневосточное происхождение. Ученые пришли к выводу, что в популяции ашкеназов произошел ряд генетических изменений, мутаций, которые отличают их как от других еврейских этнических групп, так и от современных европейских этносов.

Среди прочего исследователи отмечают распространение вредных генетических мутаций среди ашкеназских евреев по той причине, что в своей истории они прошли через так наз. «бутылочное горлышко». Эффект «бутылочного горлышка» — это сокращение генетического разнообразия популяции вследствие критического уменьшения ее численности, которое в дальнейшем было восстановлено. Под этим термином ученые понимают резкое сокращение популяции в результате напр., экологических катастроф или войн, которое обычно ведет к уменьшению разнообразия и вырождению. Подобные ситуации в свою очередь приводят к росту числа близкородственных браков и, соответственно, к распространению генетически обусловленных заболеваний (болезнь Тея-Сакса, лейциноз, предрасположенность к раку груди и яичников у ашкеназийских женщин и др.). Следствием становится так называемый «эффект основателя»: когда новую популяцию создает малочисленная группа людей и их потомство отличается пониженным генетическим разнообразием.

Путаницу и осложнение проблемы принесла публикация европейских и российских ученых, опубликовавшие в октябре 2013 г. в журнале Nature Communications статью, в которой проанализировали «материнскую» часть генома (митохондриальную ДНК — от матери к дочери) у ашкеназов. Учёные пришли к выводу, что прародительницы были не еврейскими жительницами Европы. Годом ранее в другом научном издании, Genome Biology and Evolution, было опубликовано аналогичное исследование по схожим мутациям в отдельных генах тюркских народов и евреев.Согласно актуальному генетическому исследованию современные ашкеназийские евреи в соответствии с полной картой генома (на основании исследования Y-хромосомы, Y-ДНК мужских гаплогрупп — от отца к сыну) евреев-ашкеназов они происходят от группы из 350 средневековых иудеев-мигрантов, живших 600-800 лет назад в период изгнаний и погромов в Европе. Таковы результаты исследования международной группы генетиков во главе с профессором Колумбийского университета Шаем Карми, опубликованные в журнале Nature Communications (2014). Ученые секвенировали геномы 128 ашкеназов, сравнив их с геномами представителей других еврейских этнических групп.

С другой стороны масштабное исследование еврейского генома провели относительно недавно доктор Гиль Ацмон, профессор Эдвард Бернс из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна, профессор Гарри Острер из медицинского факультета Нью-Йоркского университета, профессор Эйтан Фридман из израильского медицинского центра «Тель hа-Шомер» и израильский эксперт Дорон Бехар. Они изучили генетические образцы евреев из 14 стран мира и сравнили их с генами представителей 69 народов, обобщив в труде под названием «Дети Авраама в эпоху генома. Основные еврейские популяции диаспоры с общей ближневосточной родословной». Основной вывод исследования: все евреи, независимо от популяций генетически похожи в основном на основании исследования Y-хромосомы (Y-ДНК) мужских гаплогрупп (от отца к сыну) как двоюродные братья минимум в пятом поколении. При этом они довольно значительно отличаются от неевреев.

Итак, сегодня мы знаем, что большинство нынешних евреев — потомки древнего населения Израиля и территорий Восточного Средиземноморья. Таким образом еврейский народ связан общей генетической историей. Некоторые исключения представляют ашкеназы — они больше других популяций «подправили» свой еврейский геном и набрали признаков от окружающих европейцев. У ашкеназов могут быть светлые волосы, серые или голубые глаза, однако генетически они евреи.

Созданием языка идиш (включая протоидиш), на котором кроме евреев немногие могли разговаривать или его понимать, было создано важное условие для успеха средневековой торговли рахдонитов и консолидации субэтноса ашкеназов, европейских евреев.

Анализ генетического материала коллектива ашкеназийских евреев в актуальных исследованиях Эрана Элхайка, побудил его, через факт того, что предки ашкеназов когда-то жили в северо-восточной Турции в приграничном с Грузией регионе, попытаться доказать связь языка идиш c еврейской генетической информацией. Для исследования был взят геном 367 евреев-ашкеназов. Около половины участников исследования пришли из семей говорящих на идиш предков, остальные нет. По мнению Эльхайка поскольку северо-восточная часть Турции — единственное место в мире, где существуют топонимы Искеназ, Эскеназ, Ашханаз и Ашкуза, то это подразумевает, что идиш был создан в первом тысячелетии в то время, когда еврейские купцы везли товары из Азии в Европу, а хазары писали на иврите дипломатическую корреспонденцию в исламскую Испанию. Исходя из этого возникает вопрос: говорили еврейские авары, хазары и элита их государств на протоидиш? Рахдониты Киева «из Германии» времён Владимира Мономаха делали это возможно ещё в 1113 г. 

В геноме участников исследователь сравнивал последовательности ДНК, характерные для некоторых популяций. По его мнению в результате был показан источник рассеяния говорящих на идиш ашкеназов из региона северо-восточной Турции. Очередную статью Элхайка, опубликованную в престижном научном журнале Genome Biology and Evolution, раскритиковали множество российских и зарубежных специалистов-генетиков и историков, указав на массивные недочеты. В июле этого года (примерно через четыре месяца после публикации Элхайка) в том же Genome Biology and Evolution вышла критическая статья Павла Флегонтова, Алексея Касьяна и др., в которой они раскрыли недостатки метода GPS (англ. Geographic Population Structure), использующего генетическую информацию для определения географического места происхождения какой-либо группы населения в пределах тысячи лет. Впервые сведения об этом подходе, автором которого является тот же Элхайк, появились в журнале Nature и показали его неприменимость к поиску прародины ашкеназов. Авторы отмечают, что GPS применим исключительно для изучения современных и не смешанных популяций. Если его использовать для поисков прародины ашкеназов, алгоритм даст некорректные результаты. По словам ученых, метод GPS имеет несколько существенных проблем. Во-первых, у каждого человека множество предков, живших тысячу лет назад. Поэтому попытка локализовать всех предков в одном месте — невозможная задача. Нельзя игнорировать тот факт, что смешение генетически различных популяций — широко распространенное явление как в современной, так и в древней человеческой истории, из-за чего полученные через алгоритм координаты нельзя интерпретировать как место происхождения этнической группы. Только исследование древних геномов может помочь установить, как, где и когда происходило формирование этноса. Кроме того, Элхайк, утверждая, что GPS подтверждает хазарское происхождение ашкеназов, погрешил против истины, поскольку Хазарский каганат располагался вовсе не на территории современной Турции.

Надо отметить, что романтические исследования XX в. привели к поискам истоков ашкеназийского еврейства у турок (Гуго фон Кучера 1909, Артур Кёстлер 1982) или у западных славян (Пол Векслер 1993). Идиш, однако, в котором германизмы составляют 70% словаря — это индоевропейский германский, даже немецкий язык, использующий еврейский квадратный шрифт, реже латиницу, со своими особенностями и богатой историей. Геномы ашкеназов не дают окончательного ответа, однако нельзя создать такой язык на Анатолийском плато, на Кавказе или в ирано-тюркском окружении. Для этого необходима среда носителей индоевропейских германских языков как, например, в раннем средневековье в Крыму и в Северном Причерноморье в период миграций готов. Древний феномен языка идиш лучше всего объясняет признанная лингвистикой индосемитская теория.

Трагедия исхода древнего Израиля в ассирийский плен в течение веков и тысячелетий продолжилась на плато Анатолии, на Кавказе, в Крыму, в Великой Степи Евразии и в Центральной, Северной и Юго-Восточной Европе. Исторические, лингвистические и социально-экономические доказательства тысячелетних еврейских пребываний в громадном ареале — от снегов Скандинавии до пустынь Северной Африки, от британских островов до сибирских лесов — убедительно свидетельствуют о древнем и непрерывном присутствии евреев в Европе. В странствиях был создан новый индоевропейский язык идиш и консолидирована новая еврейская европейская общность, субэтнос ашкеназийских евреев — израильтян и европейцев. В ходе ВМВ более шести миллионов ашкеназийских евреев, среди них 1.5 миллиона детей, стали жертвами Катастрофы, несмотря на то, что в продолжение тысячелетий еврейская генетика была составной частью генома многих народов Европы и Евразии (как минимум ок. 8%-10% населения). Современное государство Израиль — это ашкеназийский проект, органически вытекающий из исторического опыта еврейского народа.

Международная группа ученых-генетиков выявила в 2008 г. на основании анализа ДНК, что как минимум треть населения Иберийского полуострова являются потомками евреев и мавров. По результатам исследования значительного коллектива иберов выяснилось, что одиннадцать процентов из них являются потомками североафриканских мавров и вдвое больше, 20% исследованных, потомками сефардских евреев. Некоторые авторы, например, историк проф. Бенцион Нетаниягу, даже считали, что 40% населения современной Испании потомки христианизированных сефардов. В свою очередь исследование генетиков из Цюриха показало, что только шесть процентов немцев являются германцами по отцу, десять процентов популяции имеют еврейские корни(!). Об этом сообщил в воскресенье в ноябре 2007 года таблоид Bild, сославшись на исследование швейцарской компании Igenea, в котором сравнивали 19.457 генетических анализов современных немцев. Говоря в публикациях сквозь зубы о геноме австрийцев, допускается возможность восьми процентов генетического наследия «финикийцев». В свою очередь примерно каждый восьмой россиянин обладает еврейскими корнями. Актуально около 4% жителей РФ имеют бабушку или дедушку-еврея, а еще 4% и 8% — прабабок, прадедов или более дальних родственников, сообщила пресс-служба медико-генетического центра Genotek. Согласно актуальной статистике (Eurostat) население 48 европейских стран достигло в 2017 г. 839 миллионов человек. Соответственно 8% или даже 10% населения Европы — это теоретически около 80 миллионов потомков Десяти Колен, которые могли бы обладать правом переселения в Израиль. Очевидно, что похожие статистические экстраполяции возможны также и в отношении населения Северной Америки.

С 1986 г. двенадцать звезд на королевском синем фоне (также цвет Двенадцати колен Израиля и скифов) являются официальной эмблемой Европейского Союза (ЕС). Эта символика часто истолковывается в библейском контексте. В 1985 г. дизайн флага был принят всеми государствами и правительствами в качестве официальной эмблемы Европейского Союза, который был предшественником Европейского Сообщества. Согласно самому авторитетному свидетельству бывшего французского премьер-министра и министра иностранных дел, одного из отцов-основателей Европейского Союза и его первого президента Робера Шумана (Robert Schuman) символ Европейского Сообщества, — двенадцать золотых звезд по кругу на синем фоне основывается на библейской истории Двенадцати колен Израилевых.

Литература

  1. Зомбарт, Вернер: Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь, Москва 2004
  2. Ben-Sasson, Haim Hillel (Hrsg.): Geschichte des jüdischen Volkes, 3 Bände, Beck, München 1978–1980, Übersetzung von Siegfried Schmitz
  3. Giffhorn, Hans: Wurde Amerika in der Antike entdeckt?: Karthager, Kelten und das Rätsel der Chachapoya, München 2013
  4. Гордон, Сайрус Г.: До Библии. Общая предыстория греческой и еврейской культуры, Москва 2011
  5. Cohane, John Philip: The Key, HarperCollins Publishers Limited 1975
  6. Elhaik, Eran: Ashkenazic Non-Jews in Turkey? Khazar DNA Project, 2017, https://khazardnaproject.wordpress.com/2017/04/25/ashkenazic-non-jews-in-turkey/
  7. Гаркави, Абрахам И.: О языке евреев, живших в древнее время на Руси, и о славянских словах встречающихся у еврейских писателей, Труды Восточного отделения Российского aрхеологического общества, Петербург 1869, T. 14
  8. Шнейдер, Владимир: След десяти, Беер Шева 1998
  9. Студенцов, Альберт: Тайна происхождения Древней Руси, Ростов-на-Дону — Скт.-Петербург 2006
  10. Хайнман, Ирма: ЕВРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА и РУСЬ, Иерусалим 1983
  11. Носоновский, Михаил: Еврейско-германская надпись V века, Альманах «Еврейская Старина», № 21 от 5 сентября 2004, http://berkovichzametki.com/AStarina/Nomer21
  12. Wexler, Paul: The Ashkenazic Jews: A Slavo-Turkic People in Search of a Jewish Identity, Columbus, Ohio 1993
  13. Altschüler, Boris: Die Aschkenasim. Außergewöhnliche Geschichte der europäischen Juden, Bd. 1, Saarbrücken 2006
  14. Ольшаницкий, Иосиф: «Загадки русского Заполярья. О чем говорят географические названия“, 2004
  15. Walser, Martin: Shmekendike Blumen. Rowohlt Verlag, Reinbek 2014
  16. Golden, Peter B.: Turkic Studies, Wiesbaden 1980
  17. Зинухов, Александр: Чингисхан – сын Исаака Киевского, документальное произведение, Киев 2005
  18. Ewers, Johannes Philipp Gustaw: Der Ursprung des Russischen Staats, Riga-Leipzig 1808; Kritische Vorarbeiten zur Geschichte Rußlands, erster und zweiter Band, Dorpat 1812, 1814
  19. Алили, Эльшад: БИБЛЕЙСКИЙ АШКЕНАЗ И АЗГАНАС В ДРЕВНЕТЮРКСКОМ РУНИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ, Marifia 2013, https://erevangala500.com/news/138.html
  20. Koestler, Arthur: Thirteenth Tribe, New York, Random House,1976
  21. Altschüler, Boris: Von der Indosemitischen Theorie und von der Theorie des Neomarrismus, Aschkenasim, Berlin 2016, 35-51
  22. Eidelberg, Joseph: Nihon Shoki to Nihongo no Yudaya Kigen. (Nihonshoki and the Jewish origins), Tokyo 2005
  23. Елена Бандас ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О ЛЮБЯЩЕМ СЕРДЦЕ, Aschkenasim, Berlin 2016, 24-30 http://www.verlag-aschkenas.de/pdfs/aschkenasim_05.pdf
  24. Артамонов, Михаил Илларионович: История хазар, Л. 1962
  25. Pavel Flegontov, Alexei Kassian, Mark G. Thomas, Valentina Fedchenko, Piya Changmai, George Starostin. 2016. Pitfalls of the geographic population structure (GPS) approach applied to human genetic history: A case study of Ashkenazi Jews. Genome Biology and Evolution 8(7): 2259-2265.
  26. Тарн, Алекс. За что просвещённая Европа так ненавидит евреев.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.