lazarudin

Category:

Европа, ашкеназы, идиш и немного генетики. II ч.

Борис  Альтшулер

Продолжение — вторая часть

Начало здесь

Радханиты или Рахдониты впервые были упомянуты у Ибн Хордадбея около 847 г. в его книге «Китаб аль-Масалик-ма’малик» («Книга путей и стран») в качестве определения для еврейских купцов, которые гарантировали торговые отношения между враждебными христианскими странами Запада и исламским миром на маршрутах в Индию и Китай с VIII по XI вв. Прежде всего это были экзотические восточные предметы роскоши, сконцентрированные в узловых центрах от востока до варварского Запада.

С исламской экспансией до XI века торговые отношения расширились потому что у мусульманских завоевателей появилась большая потребность в товарах, которые те не находили в захваченных регионах. Так рахдониты способствовали экономическому подъему Запада. Первоначально они были активны среди Меровингов наряду с остальными еврейскими купцами на Востоке, чья ситуация в Византийской империи в VI-VII вв. стремительно ухудшалась.

Очень ощутимый экономический конфликт внешней торговли рахдонитов произошёл в одном из его ключевых центров на Аравийском полуострове, что в первой половине VII века закончилось рождением новой мировой религии — ислама. Это с третьего века подтверждает особую роль важного торгового узла рахдонитов в Мекке с портом Джидда (Джудда – «еврейский город»), о котором Ибн Хордадбей пишет в своём сочинении «Книга путей и царств».

Объединив доказательства из лингвистики, истории и генетики Пол Векслер выделил тот факт, что древние ашкеназийские евреи были часто международными купцами, создавшими язык идиш в качестве «секретного»(?) для успеха своих торговых операций — с 251 словами-обозначениями для понятий «купли» и «продажи». В изложении Владимира Шнейдера язык европейских евреев был создан уже в предшествующее Великому переселению народов время. В нашей концепции им был протоидиш. Мы не знаем сегодня насколько секретен был новый смешанный язык, но к VIII веку, когда определения «еврей» и «купец» стали синонимами, евреи продолжили вынужденные миграции после коллапса Аварской империи, позже из Хазарии дальше на запад и на восток в поисках возможностей существования и расширения торговых операций. 

Рахдониты внедрили в Европе новую денежную единицу — шиллинг, (польский szeląg, русский шеляг) от еврейского слова шелег (снег) как обозначение для серебра. Мы можем исходить из того, что германский протоидиш был, наряду с греческим, латынью и кельтскими языками одним из важнейших европейских языков в первом тысячелетии н.э. 

Походы многочисленных племён и народов, которым стало тесно между Волгой и Доном в Хазарии, на Западную Европу дали им здесь новую родину. Сегодня ещё французы Луары передают своим детям по наследству специфическое «монгольское пятно» на крестце. Первыми в новом пазле стали болгары, потом кратковременно заявило о себе королевство Само и их потомки: сегодняшние чехи и словаки, за ними последовали остальные народы-всадники из Степи. Потомки печенегов и половцев живут сегодня, возможно, в Хорватии на берегах Адриатики, зораби по соседству с ними как сербы или в качестве сорбов в немецкой Лужице, где по сегодняшний день сохранили свой древний этноним вендов. За ними в тёплые края, подальше от 40°-50° зимних морозов и поближе к Средиземному и Чёрному морям, последовали мадьяры, заселившие Карпатский бассейн в сегодняшней Венгрии; поляне-поляки осели на территории Польши и т.д. Всё это привело к тому, что Европа сегодня говорит подавляюще на славянских языках.

Чем дальше десять «пропавших» колен уходили от своей родины в Эрец Израиэль, например в Крым, в Великую Степь Евразии, в Западную Европу или на Балканы слабело изначальное влияние языка иврит и арамейского. Но с другой стороны, например, даже в японском языке, который развился в добровольной изоляции на протяжении веков, сегодня насчитывают около 2000 слов заимствованных из иврита. По японским преданиям коллектив из 3600 человек, которые называли себя Израи, появился на островах примерно 1700 лет назад, во времена правления императора Юзуки-О. На японской пластике из V в. н.э. изображен самурай с типичными пейсами и т.д. Современные израильские иврито- и англоязычные авторы по этой теме, например, д-р Авигдор Шахан изучали проблему Десяти Колен в Азии и Африке, Ноэми Китрон – в Японии и т. д. 

Потомков израильтян обнаружили среди пуштунов и хазарейцев Афганистана, в северо-восточной Индии («шин-лонг»), в Японии и в Зимбабве (племя «лемба») и пр. С массовой алиёй евреев бывшего СССР наблюдается возрастающий интерес к проблеме в Европе и Евразии среди русскоязычных авторов. 

Уже в момент основания двух германских городов, Берлина и Кельна-на-Шпрее (сегодня большой Берлин), в конце XII-го в. были отмечены еврейские купцы в Бранденбурге. Вместе с евреями Шпандау они пользовались не сохранившимся кладбищем (Judenkiewer Spandau). Старейшее найденное надгробие из остатков этого кладбища датируется 1244 г. 

Специальной областью исследований являются мрачные немецкие легенды и повествования о «красных евреях» средневековой Германии, где мы находим указания на европейскую родину ашкеназов. Рассказы о «красных евреях» были использованы в Германии для создания атмосферы антиеврейских настроений и как знамение Апокалипсиса. Сам термин «красные евреи» был избран в исследованиях Эндрю Гоу (Andrew Gow), так как средневековые авторы рассматривали рыжие волосы и бороды как признак мошеннического и уголовно предрасположенного индивида. «Красные евреи» немецких шрифтов впервые появились в текстах Альбрехта фон Шарфенберга в конце XIII в. Другая публикация XIII в. «Der Gottweiger Trojanerkrieg» удостоверяет, что «красные евреи» уже живут в Германии под боком у немцев, «вдоль и поперек» в стране «Plotzen». Топоним Plotzen типичен для Восточной Германии, — например, верхнесорбская деревня Plotzen (на верхнесорбском Błócany), куда их когда-то переселили авары, а также Plotzensee района Берлин-Веддинг, что подкрепляется исследованиями Пола Векслера о еврейско-европейской миграции субэтноса ашкеназов через западные славянские области, особенно через земли сорбов-вендов, полабов и кашубов. 

Евреи сыграли огромную роль в становлении средневерхнего немецкого языка Высокого средневековья. Согласно самой важной немецкой рукописи этого времени Manessische Liederhandschrift (Codex Manesse, XIV. Jh.) из Тримберга у Вюрцбурга этот город был родиной миннезингера, еврея Зюскинда из Тримберга (Süßkind, der Jude von Trimberg). На средневековой миниатюре Кодекса Манассе изображён благородно одетый еврей, узнаваемый по специфически остроконечной еврейской шляпе. Süßkind von Trimberg, врач и поэт, создавший немецкую лирику ко второй половине XIII-го в., был, очевидно, идентичен c евреем по имени Süßkind, который приобрел участок земли вблизи Дитрихшпитала в Вюрцбурге в 1218 г. и несколько лет проработал врачом в этой больнице. Филологи и германисты знали или подозревали идишистскую основу немецкого языка уже долгое время. Современный немецкий писатель Мартин Вальзер, которого до этого никак нельзя было заподозрить в юдофилии, восторженно написал о творчестве и языке идишского писателя Менделя Мойхер Сфорима (Sholem Yankev Abramovitsh). Другой большой немецкий писатель Эдгар Хильзенрат (Edgar Hilsenrath) пишет в своем широко известном романе «Наци и парикмахер» (Der Nazi & der Friseur) следующее:

«Идиш является своего рода средневерхненемецким языком, который связан с немецким характером намного теснее нашего верхненемецкого языка, который в основном является только … неудачным, разложенным, чванливым идиш» (перевод Б.А.). 

Канаанитским языком, на иврите «лашон Канаан», некоторыми авторами определяется европейский диалект иврита по сравнению с сефардским ивритом. Этот язык был, по-видимому, основой древнего протоидиша.

 В 1113 г. в Киеве, который был основан задолго до появления Руси (по О.Прицаку около 800-го г.) в качестве портового города рахдонитов на Днепре под хазарским суверенитетом, при княжестве Владимира Мономаха произошёл погром. Считается, что многие евреи после этого покинули Киевскую Русь и бежали в Крым, где рахдониты наладили хорошие торговые отношения с генуэзскими колонистами-маранами и итальянскими банками, активными здесь в ту пору. 

Интерес вызывает упоминание «каменного дома» германских евреев Киева как свидетельство финансовой мощи факторий рахдонитов. Говорили эти ашкеназы тогда на протоидиш? В ПВЛ в сообщении от 1124 г. (т.е. при жизни Мономаха) рассказывается о пожаре, от которого пострадал киевский еврейский квартал («Жидове»). В «Повести временных лет», в сообщениях от 1146-го и 1151 гг. упоминаются Жидовские ворота. В «Повести об убиении Андрея Боголюбского» говорится, что еврейские купцы приезжали в русскую землю. Рабби Эфраим из Бонна (1132—1200) упоминает двух еврейских купцов, одним из которых был некто рабби Биньямин Щедрый из Владимира.

Более древняя часть древней русской летописи, т. наз. «Хроника Нестора», была окончена до 1113 г, – года изгнания евреев из Киева, а более новая, т. наз. «Киевская хроника» начата около 1140 г. Владимир II Мономах, узурпировавший в 1113 г. киевский трон, запретил монахам Печорского монастыря в Киеве самостоятельно вести хроники и передал это важное дело в руки ему преданного и лояльного настоятеля монастыря в Выдубице – Сильвестра. Этот Сильвестр переписал всю хронику и оформил её так, как потребовал его князь и, квази, ответственный редактор. Редакция, приписываемая Сильвестру, рассматривается как вторая исправленная. Во времена правления сына Мономаха, Мстислава Владимировича, была окончена третья редакция Хроники. Ни одна из редакций этого грандиозного памятника древнерусской литературы не дошла до нас в аутентичном состоянии.

Марко Поло, дядя и тёзка известного средневекового путешественника и автора, приобрёл около 1250 г. дом в Сугдее (сегодня Судак). В 1260 г. Никколо, отец Марко, вместе со своим братом Маттео отправились в Крым, где у третьего брата, которого также звали Марко, был в Судаке свой торговый дом. Многие современные историки сомневаются в путешествии Марко Поло на Восток и считают, что он просидел долгие годы на биржах в Крыму, записывая рассказы еврейских рахдонитов. Сугдея/Судак была тогда одной из таких важных бирж. Имя Марко Поло не упоминается ни в одном из китайских архивов. Несмотря на сомнения в достоверности фактов, изложенных в книге Марко, высказываемые с момента её появления до нынешнего времени, она служила ценным источником по географии, этнографии, истории Армении, Ирана, Китая, Казахстана, Монголии, Индии, Индонезии и других стран в средние века. В частности, один из экземпляров этой книги был на корабле Христофора Колумба во время поисков маршрута в Индию. По подсчётам исследователей Колумб сделал на ней 70 пометок.

В крымском поселении Aзака (на иврите тревога, сигнал тревоги), сегодня г. Азов, был во времена итальянской колонизации Крыма еврейский квартал, называвшийся по итальянскому обычаю Гвидекка (Guidecca). Большая часть евреев, которые упоминаются в генуэзских источниках времен итальянской колонизации Крыма, носили адаптированные мусульманские или христианские имена: Юсуф, Исмаил; Иоанн, сын Андрея, а также итальянские имена. Остаточный Каганат «газири» (хазар) в Крыму под патронатом генуэзских марранов и при финансировании итальянских банков продержался до 1453 г., до штурма Константинополя и блокады Босфорского пролива турками. Это стало окончательной датой разгрома остатков Хазарского каганата в Крыму.

Таким образом рождение европейского субэтноса ашкеназских евреев и современного языка идиш очень тесно связано с двумя громадными, всё ещё недостаточно исследованными катастрофами средневековья: окончательным разгромом Аварского каганата в 822 г. и с очень похожим окончательным поражением некогда грандиозного Хазарского каганата (после восстания под руководством Георгия Цула) в южнорусских степях почти двести лет спустя в 1016 г. В конце XV в. евреи были изгнаны с Иберийского полуострова и оказались с течением времени в Центральной и Восточной Европе. Поэтому здесь полтысячелетия назад произошло смешение субэтносов и образование того, что Юлиус Бруцкус назвал «амальгамой» ашкеназийского еврейства Нового времени. Многие ашкеназийские семьи носят с той поры сефардские фамилии: Малкиель, Амнуэль, Лурье, Раппопорт, Франк и т.д.

Многочисленные сообщения о «гаоним», о средневековых религиозных лидерах Вавилонии IX-XI вв, особенно о происходившем из Египта Саадии Гаоне, предоставляют информацию об обширной торговле еврейских купцов в различных средиземноморских портах. Талмудическая шлифовка привела к появлению аккредитивов и банковских гарантий, связывавших операции на территориях нескольких народов в определенном времени и пространстве, первоначально среди представителей собственного религиозного сообщества. Подписанные на одном континенте, они были приняты месяцами и годами позже в другом уголке мира. 

В Индии еврейские купцы познакомились с десятичной системой исчисления, включая использование «нуля». Они перевели работы индийских математиков на арабский язык и внедрили эти знания в Северной Африке в исламский мир еще до того как это стало «арабской числовой системой». Они же узнали секрет производства бумаги в 751 г. у китайских пленных в Самарканде и довели свои знания до исламской Испании. В 2007 г. в Берлине  открылась выставка «Ursprünge der Seidenstraße» (Происхождение Шёлкового пути). Древнейший объект выставки насчитывал 4200 лет. Среди представленных артефактов из стран и ландшафтов от Испании до Китая и в сопроводительных текстах были политически корректно указаны все страны, нации и народы на маршруте Шёлкового пути. Не было лишь упоминания о евреях и еврейском концерне рахдонитов, сыгравшем основную и решительную роль в развитии Евразии и Европы раннего и высокого средневековья. 

Исторически бытовым языком ашкеназов стал германский идиш, который состоит из германских, в основном немецких слов (70%), включивший в себя значительный корпус иврита и арамейского языка (20%) – остальные слова из славянских, тюркских и иных языков. Грамматика сохранила черты средневерхненемецкого правописания, тогда как сам современный верхненемецкий значительно усложнился особенно под влиянием творчества Иоганна Вольфганга фон Гёте. 

Немецкая «красная речь» вагантов, Rote Rede или Rotwelsch, использует свои семитские лексемы в не меньшей степени, чем это делали позже русские офени, а также российские блатные и приблатнённые. При этом возникли композитные новообразованные слова из иврит-арамейских существительных (Substantiv) и немецких глаголов (Verb). К моменту возникновения «красной речи» евреев Германии, особенно среди неимущих во времена и после Крестовых походов власти стали около 1250 г. изгонять бедняков из городов и те были вынуждены несколько столетий, многими поколениями, прятаться в лесах вместе с христианскими маргиналами. Очень успешное в европейской и мировой культуре Нового времени немецкое еврейство было в основном потомками этих коллективов. Об ивритских корнях воровского арго писал ещё Мартин Лютер, знавший иврит ТАНАХа и переводивший из него. 

Многие индогерманисты Германии как, например, профессор Роземари Люр из университета Йены; индогерманист и англист из университета Гамбург, профессор Kристоф Гуткнехт (Christoph Gutknecht), исследователи языков вагантов Клаус Зиверт (Klaus Siewert), Рудольф Гланц (Rudolf Glanz) или профессор Роберт Ютте (Robert Jütte) в серьёзных публикациях о языках и социологиях средневековых маргиналов показывают интеракцию средневерхненемецкого языка c его выраженной иврит-арамейской компонентой. Похожая ситуация сложилась в степях Украины и Южной России, особенно в итальянских колониях в Крыму и Приазовье, в «остаточной Хазарии» – Газарии после окончательного разгрома Хазарского Kаганата в 1016 году и изгнания евреев из Киева веком позже, в 1113 году, киевским князем Владимиром Мономахом. Многие ушли тогда на черноморское побережье и в Крым, где нашли покровительство и защиту итальянских колонистов-маранов, а позже нишу существования у крымских татар. 

Немецкий язык, особенно средневерхненемецкий, включает в себя кроме региональных разновидностей ещё и собрание диалектов «красной речи» — «Rotwelsch», которое где-то с 1250 г. служило для коммуникации евреев, нищих, воров, мошенников, разбойников и сутенёров в немецкоязычном пространстве и откуда тысячи идишизмов перешли позже в регулярную немецкую речь. Эти идишизмы стали важной составной частью русской «фени», а потом и современного литературного русского языка. «Красная речь» евреев Германии, а позже и российская «феня» были вначале тайными языками, однако согласно последним интерпретациям относятся к специальным языкам, потому что создали основу идентификации маргинальных групп.

Между 1494-1499 гг. в Базеле появились первые издания Liber vagatorum по социологии нищенствующих орденов, которые обрабатывали собранную информацию в словарях, а также изучали лексический строй Rothwеlsch. Во времена императора Карла V (1500-1558) появились систематизированные словари воровского арго. Термин «rotwalsch» впервые отмечен в мартирологе (Passional), собрании рифмованных историй святых из середины XIII в., позже известных как так наз. каталоги Гилер или Gyler-Verzeichnusse (Gyler —  нищий), а также из буклетов, посвящённых нищим. В книжках в порядке пропаганды выявляли, показывали и объясняли населению преступные приёмы мошенников. Любой словарь немецкого воровского жаргона содержит большое количество семитских и ивритских слов. Немецкий филолог фон Трайн (Joseph Karl von Train, 1833) определял язык уголовного мира, «хохемер-лошен», как смесь немецкого и еврейского языков, распространенный у воров, нищих и цыган. Похожий арготический язык был описан немецким писателем и криминалистом Фридрихом-Кристианом Авé-Лаллеманом (Friedrich Christian Benedikt Avé-Lallemant, 1809–1892). В одном из глоссариев Liber Vagatorum количество семитизмов особенно впечатляет: 65 ивритских или арамейских слов против 53 немецких, 19 латинских и голландских, 5 – французских, 4 – цыганских, одного – испанского и 29 слов невыясненного или спорного происхождения. Не кто иной как выдающийся немецкий богослов, реформатор и ярый антисемит Мартин Лютер написал предисловие к изданиям Гилер-буклетов в 1523, 1528 и 1529 гг. Опущенные, изгнанные из городов в леса и никем не защищённые, несчастные евреи стали для него подтверждением необходимости физического уничтожения, элиминации ашкеназов («Убивайте евреев, жгите синагоги!»). 

Не удивительно, что католик Адольф Гитлер высоко ценил антисемитские писания реформатора и протестантского основателя новой лютеранской Церкви и перенял его идеи в антисемитской пропаганде, на многочисленных плакатах нацистской Германии и в оккупированной Европе во время ВМВ. Широкое распространение получили тогда пропагандистские плакаты с совместными портретами Гитлера, прусского короля Фридриха II и того же Мартина Лютера.

Эран Эльхайк из Шеффилдского университета считает, что более 90% предков ашкеназийских евреев происходят из субстрата частично эллинизированного древнего сообщества на северо-востоке Турции. Другие авторы (М.И. Артамонов 1962) указывают на приток иммигрантов из территорий Ирана в Хазарский каганат. Зафиксированные с 690-х гг. хронистами антиеврейские преследования со стороны христианской Византийской империи сыграли роль в бегстве большого числа евреев через Черное море на Кавказ и в Степь к дружественному государству — «тюркской» империи, в Хазарский каганат с большими коллективами тюрков, угро-финнов, кавказцев и иных популяций. 

Лингвист Пол Векслер из университета Тель-Авив опубликовал в 1993 г. своё исследование «The Ashkenazik Jews…», в котором романтически подчеркнул, что идиш изначально был 15-м славянским языком(!). Однако многие вожди племён и древних народов, возглавлявшие походы на Западную и Юго-Западную Европу носили странные антропонимы и титулатуру, которые современные авторы нередко интерпретируют как семитские. 

Русско-немецкий историк конца XVIII — начала XIX вв., член-корреспондент Российской академии наук, профессор географии, истории и статистики, богослов, а также ректор университета Дерпт/Юрьев (ныне Тарту, Эстония), родившийся в Вестфалии Йоганн Ф.Г. Эверс (Johannes Philipp Gustaw Ewers, 1781-1830) был одним из первых исследователей, которые признали четкую связь между славянскими и крипто-еврейскими этногенезами Европы из какого-то совместного корня и предложил новую, позже русскими националистами прóклятую историческую концепцию этногенеза русских и евреев России. В пользу такой точки зрения могут говорить упомянутые исследования Пола Векслера о роли протоидиш в истории славян.

Как это часто бывало в переломных моментах еврейской истории палестинские евреи издавна искали поддержку в диаспоре у Десяти пропавших колен Израилевых. Если в VI в. до н.э. таким ярким протагонистом был пророк Иеремия, то 700 лет спустя евреи уже приняли самое активное участие в христианизации Европы. Согласно христианскому вероучению двенадцать евреев, учеников Иисуса и апостолов, разделили между собой в первом веке н.э. страны, в том числе Восточной Европы и Кавказа, куда они, обращая язычников, несли евангельскую проповедь.

 Андрею выпали по жребию Фракия и Скифия, позже Новгород; Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. апостолы Фаддей и Варфоломей заложили основы христианства в Армении. Древнее сосуществование предков ашкеназов со Степью, со скифами, сарматами, булгарами, готами, аварами, гуннами и прочими древними народами как и их совместное участие в походах на Западную Европу привело к образованию новой коммуникации, созданию древнего протославянского языка, в котором протоидиш, иврит и арамейский язык сыграли большую роль и который Кирилл с Мефодием «нашли» и обработали в 863 г. в Крыму. 

Интересно, что в своих книгах Й. Эверс свидетельствует о существовании первых рукописных хроник русских казаков, написанных на... иврите. В Анапе, на Кубани и в столице донских казаков Новороссийске были найдены многочисленные еврейские артефакты. Европейское еврейское наследие сегодня — это важное составляющее многих исследований славистов во многих университетах во всём мире. Еврейские языки, а также руническое и квадратное письмо были распространены особенно в Крыму в его криптоеврейском окружении. 

Окончание 


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.