lazarudin

Category:

Европа, ашкеназы, идиш и немного генетики

Борис  Альтшулер

Часть первая

Еврейский народ насчитывает несколько субэтносов. Одной из наиболее интересных, сложных и запутанных проблем еврейской и европейской истории, языкознания и культурологии является история европейских евреев. Эт0т еврейский субэтнос называют ашкеназами или ашкеназийскими евреями. Попробуем разобраться, откуда взялось такое определение.

После смерти царя Соломона в 928 г. до н.э. его трон в Израиле занял его сын Рехабеам. На собрании колен в Шхеме выяснилось, что религиозно-культовые представления и отличия северных и южных колен Израиля были на раннем историческом этапе довольно резкими. Речь шла о вековом споре библейских израильтян, потомков сыновей Иакова, о двух конкурирующих концепциях монотеизма и политеизма, который закончился разделением двенадцати колен Израиля и единого царства. В результате в библейской Палестине возникли три царства одного народа, говорившего на протоиврите (ханаанском библейском иврите) и арамейском языках: финикийские города вдоль ливанского побережья, особенно на севере Эрец Исраэль в «стране Кабул», Северное царство Десяти колен Израилевых и южное царство Иуда. Культы Астарты, Баала, Милхома и Кемоша сопровождались жертвоприношениями детей, культами плодородия, храмовой проституцией и запрещенными согласно иудейской этике сексуальными практиками. Абсолютистские аллюры сына Соломона Рехаваама («…отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас железными цепями» — 1-я книга Царей, 12:11) были отвергнуты старейшинами Израиля и колена разделились на два царства. В намного более маленьком южном царстве Иуда остались колена Иуда, Беньямин и колено Леви (13-е колено!), ответственное за Храм и не имевшее потому земельных наделов. В намного большем Северном Израильском царстве — колена Реувен, Шимон, Дан, Нафтали, Гад, Асир, Иссахар, Звулун, Эфраим и Менаше. Последние два, Эфраим и Менаше — сыновья патриарха Иосифа, но по еврейской традиции причисляются к десяти коленам. Первым царём намного большего Северного Израильского царства стал Иероваам I, вернувшийся из Египта, где до этого получил политическое убежище.

В результате процесса разделения в библейской Палестине возникли три государства одного народа, говорившие на протоиврите и арамейском: финикийские города вдоль ливанского побережья, особенно Тир и Сидон; на севере Эрец Исраэль царство Десяти колен Израилевых и южное царство Иуда. Греческий термин феникс [греч. phoiniks (φοινως) — пурпурный] нередко связывается с египетским обозначением финикийцев по роду их традиционной деятельности: «финиху, фенех» — кораблестроитель. Это же имя легло в основу самоназвания финикийцев: к(е)навиим — хенавиим — ханаанеи. Для античных авторов евреи и финикийцы были одним народом: у поэта Херила Самосского (V в. до н.э.) иудеи, жители Иерусалима — это финикийцы, а их язык — финикийский; Феофраст (372–288 гг. до н.э.) отождествляет жителей финикийского города Тир с евреями. Финикийские цари, например Хирам, бывшие в городах практически главами купеческого самоуправления, имели тесные дружественные, торговые и династические связи с древней Иудеей и древним Израилем. Среди жен любвеобильного Соломона были финикиянки, а один из его преемников Ахав женился на Иезавели, дочери тирского царя Итобаала и матери иудейской царицы Аталии. Для таких тесных отношений были веские основания: древние топонимы и этнонимы Сефарад/С`фарад и Царфат связаны с пророчествами Авдия (Обадии) и депортациями израильтян:

«И переселённые из войска сынов Израилевых завладеют землею Ханаанскою до Сарепты (в другой редакции перевода Царфат), а переселённые из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные». (Овадия, 1:20)

Таким образом эти «переселённые», депортированные на территории до Тира и Сидона древние израильтяне и были первыми сефардами и протоашкеназами еврейской истории.

Царь Соломон с помощью своего друга и партнёра, тирского царя Хирама и финикийских специалистов достроил не только Первый Иерусалимский храм, но и торговый порт Эцион–Гевер в Акабском заливе Красного моря, недалеко от современного города Эйлат. Известно, что израильскую «землю Кабул» на юге современного Ливана библейский царь Соломон из-за долгов по строительству Первого Иерусалимского Храма отдал в X-м в. до н.э. финикийцам. В Сидоне было обнаружено древнейшее известное изображение Маген Давида на печати VII-го в. до н.э., принадлежавшее некому Иехошуа бен Асаяху.

Очевидно, что древние евреи, особенно израильтяне, достаточно долго поклонялись также языческим финикийским богам. Пророк Хошеа (12:8) называет жителей Израильского царства «ханаанеями». С эпохой античности, после окончательного поражения в Третьей Пунической войне (149–146 до н.э.) финикийцы вроде бы исчезли, но позднее, особенно в раннем Средневековье, «из ниоткуда» неожиданно появились большие коллективы евреев в Испании, Португалии, Италии, на Балеарских островах, Cицилии, Сардинии, Кипре и в Магрибе. Об этом довольно подробно изложено у немецкого социолога и классика истории капитализма Вернера Зомбарта. Потому вполне логичен вывод, что ими были потомки евреев и финикийских колонистов.

По популярному нарративу Европа происходит из восточного Средиземноморья. В облике прекрасной Европы из Европа-саги, дочери Агенора, семита из Палестины, и Телефассы из Тира, жены Астерия из Крита, описана любовница Зевса и мать критского царя Миноса и Радаманта. Молодая женщина, сидящая на мощном быке, — испокон веков символ мужской силы, — является излюбленным мотивом шумерских и иных месопотамских артефактов. Согласно греческой саге Агенор отправил своих сыновей искать Европу: Феникс отправился в восточное Средиземноморье и стал праотцом этнии финикийцев и североафриканских карфагенян; Циликс отправился в Киликию, Тарзуз — на остров, названный его именем; Кадмос на материк в Грецию, где основал город Фивы. Не случайно немецкий философ Гегель связал рождение Европы именно с пустыней у подножия горы Синай при получении десяти заповедей.

Цивилизация предков израильтян и ханаанцев на острове Крит названа по имени легендарного царя Миноса, который был согласно преданию героем – сыном бога Зевса и женщины по имени Европа. Фрески о. Санторин показали убедительное сходство с минойскими на о. Крит, поэтому можно считать доказанным, что остров Санторин был колонией минойцев. Очень похожие фризы, выполненные в такой же художественной манере, были обнаружены в Северном Израиле при раскопках в Тель Кабри близ Нахарии, а геометрические мотивы оказались схожими с артефактами, найденными во дворце Катна в Сирии.

В то время, когда израильтяне Ханаана и Эрец Исраэль уже имели письменную Тору, написанную первым буквенным курсивным алфавитом мира, греки были еще в буквальном смысле слова безграмотными. Обозначение европейского алфавита (нем. der Alphabet) происходит от греческих букв альфа и бета, которыми в раннем иврите обозначали крупный рогатый скот (алеф) и дом (бет). Также практически все остальные буквы греческого алфавита, включая гимель, далет и пр., соответствуют гамме и дельте греков и показывают ивритские смысловые обозначения – что говорит в пользу давно признанного факта трансфера цивилизации из Ближнего Востока в Европу. Древние греки, как писал Геродот, научились письму от финикийцев, перенявших его от израильтян; римляне же в свою очередь переняли письменность у греков.

Греческий шрифт был принесен в Западную материковую Грецию израильтянами, финикийцами и этрусками, шрифты которых имели большое сходство с протоивритcким. Первые эпиграфические семитские и протоивритские памятники использовали камни и скалы в качестве медиального субстрата, — соответственно установилось лево-правое направление семитского письма. Позже эта традиция направления письма была из пиетета оставлена у семитов и утвердилась в употреблении. Первыми указаниями на древнееврейский курсивный шрифт являются описание скрижалей Завета, а также камней Эфода, на которых были выгравированы имена Колен. Большой ассиреолог XX-го в. Сайрус Г. Гордон прямо указывает на особенность интеракции индоевропейских и семитских языков. По выражению академика Н. Марра, гибридный древнегреческий язык создал важную основу для формирования средиземноморской мировой культуры бывших эолиев, йониев и дориев. Семитское имя господина-князя в различных вокализациях и кальках звучит на Руси рош, раш, рос, рас; у еврейских экзилархов диаспоры рош галут, на арамейском рейш галута – «князь изгнания». Рош — морфа, выделенная академиком Н.Я. Марром в качестве одного из четырёх элементов образования древних языков, восходит к древнейшему семитскому корню.

Еврейские руны, ставшие германским Футарк (Futhark), использовались в коммуникации для написания на многих языках, включая готский, германский, фризский, английский, датский, шведский, норвежский, исландский, литовский, венгерский, русский. Эти шрифты были переняты викингами, о чём свидетельствуют сохранившиеся надписи на камнях и скалах с лево-правым или сверху-вниз направлением письма, – в Скандинавии ими пользовались до XVII в. Руны послужили очевидно также толчком к созданию енисейско-орхонского письма. Славянская глаголица, использовавшая руны, существовала ранее кириллицы и была распространённым письмом, а хорватская руническая глаголица до перехода хорватов на латиницу была широко распостранена на Адриатике. Начиная с IX-го в. она была распространена в Чехии и Моравии, позже её стали применять в Болгарии, Сербии и Хорватии, а также и в Киевской Руси. Всё ещё актуален рунический шрифт берберов Северной Африки «тифинаг» («Tifinagh»), что означает «фонетические буквы», который используется в повседневной жизни в Тунисе и в Алжире.

Израилиты, ханаанцы и, вероятно, минойцы пользовались начиная с XIII-го в. до н. э. курсивным руническим письмом. Как писал Геродот древние греки научились письму от финикийцев, в первую очередь от Кадма (раннего), ставшего царём Фив, а те переняли его от израильтян. Греческий шрифт стал дальнейшим развитием иудео-греческого и таким образом дальнейшим развитием иудео-финикийского письма, первой курсивной азбуки мира. Римляне как позже все европейские народы переняли в свою очередь эстафету письменности у греков.

Джон Филипп Кохэни совместно с Сайрусом Герцлем Гордоном выступил с гипотезой о том, что минойский язык критян был по происхождению семитским. Гордон также утверждал, что в древности финикийцы и другие семитские народы, особенно евреи, пересекали Атлантический океан. Его гипотеза сегодня очень убедительно и научно подтверждена (Ганс Гифгорн, 2013). Главный труд английского лингвиста, синолога, специалиста по развитию китайского языка, а также по ближневосточным языкам Мартина Берналя (Martin Bernal: Black Athena: The Afroasiatic Roots of Classical Civilization) был опубликован в трёх томах в 1987, 1991 и 2006 гг. В нём автор развивает свою гипотезу о том, что культура и цивилизация Древней Греции и иных древних культур были получены от финикийцев и египтян. В «Черных Афинах» он попытался продемонстрировать эти культурные влияния на лингвистическом уровне. Таким образом он видел происхождение западной цивилизации в Азии и Африке, а не как считалось ранее – в Европе. По Берналю есть две основные теории о происхождении греческой цивилизации: «арийская» и «финикийская модель». Согласно арийской модели Греция была колонизирована из северо-запада, так что иммигранты должны были прибыть из Центральной Европы. Арийскую модель Берналь отверг из-за отсутствия доказательств.

В IX-м в. до н.э. царь Ассирии Салманасар II совершал завоевательные походы в Сирию и Палестину. Ассирийский царь Саргон II окончательно разгромил и покорил Северное Израильское царство в 722 г. до н.э. Саргон взял Самарию и увел в плен израильского царя Осию, угнав вместе с ним 27.290 израильтян, захваченных и переселённых в Мидию и Месопотамию. Вместо них он поселил в Израиле вавилонских и арамейских колонистов, которые отныне «владели Самарией и стали жить в городах её». Поскольку в Северном царстве израильтяне и финикийцы после многочисленных предыдущих походов ассирийцев уже готовились к трагедии, то они очевидно предусмотрели запасной вариант создания колоний Средиземноморья. Особенно тут выделяется Карфаген, город и государство, существовавшее в VII–II вв. до н.э. в западном Средиземноморье. Карфаген, что по-финикийски означает «новый город», был основан выходцами из финикийского Тира (традиционная дата основания 814 до н.э., – в действительности был вероятно основан несколько позже, ок. 750 до н.э. в период завоевательных походов ассирийцев).

Из дошедшей до нас карфагенской литературы следует, что в римское время морская торговля между Карфагеном и Римом была в руках евреев. При раскопках в Карфагене были обнаружены еврейские светильники, на расположенном близ города кладбище – большое число надгробий с изображением меноры и с надписями на латыни (реже на иврите). Кораблестроение, постройки многоэтажных домов и знаменитой искусственной гавани, котона, косвенно говорят о развитых познаниях карфагенян и евреев в механике, физике и математике ещё до научных и инженерных достижений древних греков. В начале VIII-го в. до н.э. греческий алфавит (перенявший еврейский арамейский алфавит) был первым, содержащим как согласные, так и гласные и использовал для них раздельные знаки. Евреи стали селится в криптоеврейском Карфагене и на подвластной ему территории до падения Первого Храма, – при царе Соломоне. В еврейской литературе существуют информация о живших в Карфагене талмудистах и раввинах, допускается однако, что они могли жить уже в римском Карфагене. Карфагенские мудрецы – рабби Хинна, рабби Ханан, рабби Ицхак и рабби Абба – упоминаются в Талмуде. Законоучитель III-го в. сказал:

«От Тира до Карфагена Израиль и его «отец на небесах» известны; от Тира на запад и от Карфагена на восток Израиль и Бог его не известны».

Согласно Библии, Яфет родился перед потопом, а его сын Гомер, отец Ашкеназа, после Потопа. Депортированные ассирийцами в Малую Азию и в Мидию израильтяне объединились там союзом со скифами-номадами, скотоводами и воинами, пользовавшимися индоевропейским языком, и основали собственное царство Ашкеназ. Эта часть древнего народа определяется в ассирийских источниках как Асгуза, Аскуза, Ашкеза, Ашкуза, Искеза, Исгеза, Аскузай (тюркологи связывают этот этноним с определением огузов) и т.д. — ивритский же синоним этих названий Ашкеназ. Понятие «Ашкеназ» — ивритское название места расселения потомков Аскеназа, внука Яфета, а с раннего средневековья определение Германии в еврейской литературе. Израильский генетик Эран Эльхайк, работающий в университете Шеффилда, нашёл в 2016 г. на границе Турции и Ирана в регионе предполагаемого вышеуказанного царства четыре населённых пункта с топонимами Ишкеназ, Эшкеназ, Ашханаз и Асхуз. По состоянию на конец XX-го в. ашкеназы составляют большую часть (около 80%) евреев мира, а их доля среди евреев США ещё выше.

Еврейский пророк Иеремия/Йирмеяhу, пытаясь спасти Иудею и Иерусалим, конкретно упоминает этноним Ашкеназ во времена завоевательных войн в первой половине VI-го в. до н. э.:

«Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него народы, созовите на него царства Арарат, Минни, Ашкеназ, поставьте вождя против него, наведите коней как страшную саранчу.» (Иер. 51:27).

Несбывшейся идеей Иеремии через 30 лет после разгрома Ассирии и 20 лет спустя после изгнания скифов и их союзников была попытка привлечь к защите Иудеи еврейских скифов диаспоры из Мидии и Кавказа — из царства Ашкеназ.

Иосиф Флавий определил в I-ом веке н.э. легендарного Магога как скифов. Те же еврейские хазары Великой Степи были для окружающих народов во времена Высокого средневековья всё ещё скифами, когда иные бывшие скифы образовали в Степи новые этнии и отказались от своих старых этнонимов. Об этом совершенно определенно пишет «Повесть временных лет» (ПВЛ): «Пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары». Еврейские хазары, очевидно мигранты из Степи, из Хазарского Каганата, оказались в XI-м в. н.э. в Восточной и Западной Европе после разгрома их империи уже в качестве пиетических благочестивых ашкеназов – «Хасидей Ашкеназ».

Многолетние исследования авторов последних лет, особенно Владимира Шнейдера (1998) из Беер Шевы в Израиле и в очень удавшейся книге россиянина Альберта Студенцова (2006), где в списке 550 гидронимов России 400 (70%) показали ханаанскую семитскую природу, включавшую названия из библейского иврита и арамейского — остальные были верифицированы как русские гидронимы последних столетий Нового времени. Лишь небольшая часть грамматики этих гидронимов оказалась непереводимой, связанной с иранским (шайо, поуйтье, лъша, и т.д.) и тюркским языковым пространством. Здесь же надо упомянуть убедительную работу Иосифа Ольшаницкого из 2004 г. по ивритской и ханаанской природе топонимов и гидронимов русского Севера, Сибири и Арктики. Согласно его анализу лексики современного великорусского языка последний через сеть кальки тесно связан с ивритом и арамейским языками. Не менее убедительно об ивритской основе индоевропейских языков и их историко-лингвистическом влиянии свидетельствуют многочисленные интересные публикации Елены Бандас, которая является автором нескольких больших словарей, изданных в Израиле, и статей по ономастике, истории языков и исторической лингвистике.

Проникновение греческой культуры на финикийское побережье как последнего очага «чистой» ханаанейской, языческой культуры, в особенности в Сидон, началось в первой половине IV-го в. до н.э., ещё до падения Ахеменидской державы. После блистательных походов Александра Македонского становление эллинизма в Эрец Исраэль пошло быстрыми темпами. Так, в официальном письме к дельфийскому жрецу союзники из Тира именуются братьями и на этом основании претендуют на то, чтобы считаться эллинами. Кстати, евреи Иудеи также претендовали в это время на этническое родство со спартанцами как потомки Кетуры. К началу нашей эры финикийцы даже причислялись не к варварам, а к ассимилированным народам эллинистического мира. Столицей эллинизированных Десяти колен в Эрец Исраэль остался Бет Шеан в Декаполисе, объединении городов греческой культуры в долине Иордана.

Лингвистические наблюдения академика Н.Я. Марра перекликается с выводами израильского автора Ирмы Хайнман об освоении северного Причерноморья семитскими ивритоязычными маргиналами Раша или Рашия, что, возможно, эллинизировалось в Рос, поскольку в греческом нет буквы «ш». В англо-саксонской и испанской культурах Рус является одним из популярных антропонимов. Согласно указаниям И.Хайнман массовые переселения евреев из Мидии на северное побережье Черного моря происходили ещё до завершения окончательной редакции Ветхого Завета, а возникновение термина «рос — рус» связано с этими или более ранними событиями в еврейской истории и может быть прослежено в Торе. По И.Хайнман народ Рош или Рос в греческой транслитерации упоминается в Библии дважды: «…термин «Рос — Русь — Россия», относящийся к народу или государству, произошел от двух ивритских слов с перекрывающимся значениями:

  1. «рош» — народ (сын Вениамина), живущий в северном Причерноморье. Само имя, связанное с отступничеством, позволяет понять, почему Иезекиль рассматривает этот народ как потенциального врага Израиля наряду с другими, не родственными народами.
  2. «раша» — «отступник», «злодей» и «враг Израиля» (Исайа 13: 11; 14:5 — о Вавилоне).“

Азербайджанский автор, тюрколог Эльшад Алили пишет о протоашкеназийском этнониме/антропониме «Ашкеназ» в Азербайджане VII-го в. Кроме того, им упоминаются известные надписи орхон-енисейским шрифтом на двух надгробных камнях в местности Ихе-Асхете (Iche-Askhete) в Монголии. В обеих письменах речь идёт о термине «asğanaz er», который один из ведущих советских тюркологов Сергей Ефимович Малов (1880-1957) определял как антропоним и переводил его как «человек Асганаз». В свою очередь выдающийся немецко-русский ученый Василий Васильевич Радлов (Wilhelm Friedrich Radlow, 1837-1918), который из-за любви к тюркологии и к тюркологическим исследованиям перебрался в Россию и связал с ней свою жизнь, определял это выражение как этноним в смысле «человек Asğanaz». Согласно исследованиям Джозефа Эйдельберга (2005) семитские следы ведут далее на восток: в Манджурию, Корею и Японию. Интересно, что актуальные генетические исследования татарских этнических групп в России практически не обнаружили следов монгольских и татарских гаплогрупп. Это в свою очередь поддерживает выводы украинского автора Александра Зинухова в книге «Чингисхан, сын Исаака Киевского» (2005) о непрерывном присутствии семитов, израильтян и их потомков, их культурного наследия и социологий на Кавказе, в Крыму и в Понтийских степях Черного моря.

Помимо информации Эльдада ha-Дани о потомках пропавших колен Израиля из позднего периода IX-го в. о них сообщал в XII-м в. итальянский купец Иерахмиэль. Один из документов собрания Иерахмиэля попал в коллекцию купца Эльханана. Этот документ сообщает о встречах с собратьями в «стране Касдим» (Халдее), очевидно в сегодняшнем Южном Ираке. Другой документ из собрания летописей «Маасе Иерахмиэль» также предоставляет информацию о потерянных коленах Израиля на Кавказе под названием «Десять высылок Синедриона» — речь идёт о колене Эфраим, «полуколене» Манасе и колене Звулун, говоривших на «языке Кедара» — на тюркских языках.

С течением времени, топоним и этноним еврейского Ашкеназа мигрировал вместе с его носителями далее на север, в Великую Степь, на Запад и на Восток, – и стал уже в раннем Средневековье еврейским топонимом германских земель. Легенды датчан сообщают, что германский Один/Отин (несколько деформированный иврит для обозначения судьи) или Водан (ве дан – из колена Данова) пришел от побережья Азовского моря, позже завоевал на Севере Европы земли и стал там правителем. Всемирно известный норвежский антрополог, этнолог, геолог, ботаник и путешественник Тoр Хейердал, широко применявший экспериментальную археологию, был горячим сторонником так называемой «южной» теории происхождения скандинавов и проработал в 2001 г. два месяца во главе русско-норвежской экспедиции в древнейшем городе на Дону, Азове (ивритский перевод топонима – оставленный). В результате раскопок была косвенно подтверждена информация средневекового исландского историка, политика и поэта XIII-го в. Снорри Стурлусона о легендарном Одине, который пришел в Скандинавию с устья Дона.

Сегодня существует достаточно доказательств того, что ранняя история Севера Европы и скандинавских стран тесно связана со скифскими, сарматскими и неосарматскими миграциями «арамеев» и их этногенезами. В VI–VII-х вв. в Европе появляются первые письменные упоминания об «Ашкеназе» в связи с описанием еврейских общин в Скандинавии, в Швеции, в германских землях, во Франции и Северной Италии, в Южной и в Центральной Европе. Их начало связывается, в основном, с Великим переселением народов, в первую очередь с аварскими и аваро-славянскими завоеваниями. Ранее географические районы славян в Восточной Европе были описаны в еврейской литературе библейским топонимом: «Земля К(ħ)анаан». Интересно, что почти все аварские рунические письмена, даже в захоронениях, как и многие другие памятники и следы культуры аварской цивилизации были после войн Карла Великого в 791-796 гг. и последующей массивной христианизации на территории Австрии и Венгрии тщательно уничтожены.

Ландшафты варваров Европы и первых ашкеназийских евреев были издавна территориями миграций Десяти Колен, особенно в период Великого переселения народов (IV–VII вв.). Ранние эпиграфические источники сообщают о славянских племенах венедов (Venethae), склавинов (Σκλαβηνοί) и антов (Άνται) в середине VI в. Первое упоминание «славян», рабов вместе с вендами („Sclavi coinomento Winidi») мы находим в хронике Фредегара ок. 660 г. при описании Само, отколовшегося от Аварского каганата первого известного кратковременного, политического образования славян в Европе и так названного по имени их франкского короля. Королевство Само (lat. regnum Samoni) было основано ок. 623/624 в Центральной Европе. Начало болгарской государственности датируется в свою очередь 632 г. основанием Великой Болгарии. В 678 г. после развала царства сюда вновь вторглись болгары на этот раз под предводительством князя Аспаруха из династии Дуло и завоевали практически весь Балканский полуостров. Интересно, что как это было описано в хронике Фредегара, а позднее со слов летописца Сильвестра в ПВЛ («Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; да и пойдите княжить и володеть нами») — в обоих случаях иноземные князья были призваны на правление славянскими народами.

Этноним славян (а не словен!) возник уже в Новом времени в тщательно отредактированных и подогнанных под заранее заданные лекала анналах русских царей, создавших новую империю, новый народ и новую историю. По свидетельству Владимира Шнейдера евреи создали как минимум две дюжины больших смешанных языков (1998). Из них к славянской языковой семье относятся многочисленные смешанные иудео-славянские языки такие как, напр., иудео-белорусский, иудео-сорбский, иудео-украинский и иудео-чешский. Особую роль в еврейских респонсах и книгах еврейских учёных средневековья играл иудео-чешский, да и сам чешский язык, который даже определялся как «лашон Канаан». Исследователь и автор нескольких больших израильских словарей д-р Елена Бандас продолжила работу Владимира Шнейдера по выявлению семитской этимологии на примерах из различных индоевропейских и иных языков, показав их ивритскую и арамейскую природу.

Византийский историк Менандр описал аварских воинов под стенами Константинополя не только с хохолком на по степному обычаю побритой голове, но и с двумя странными косичками около ушей. Ими были семитские пейсы аваров. Это же относится и к скандинавам-викингам, чьи шевелюры обязательно украшали косички на висках. Указанный топоним и этноним Ашкеназ мигрировал на протяжении тысячелетий из Эрец Исраэль через Мидию и Кавказ, где принял участие в создании Хазарского и Аварского Каганатов, чтобы окончательно закрепиться в Восточной и Западной Европе, особенно в германских землях. Скандинавские историки — норвежец Торфей, швед Иоганнес Магнус и датчанин Саксон Грамматик описывают древние миграции племён балтов и угро-финнов. Некоторые из балтийских князей носили имена, которые несмотря на деформированную их передачу позволяют говорить о возможной семитской природе. Это же относится к топонимам и гидронимам Балтии. Первые письменные упоминания племён, проживавших на прилегающих к южному побережью Венедского (ныне Балтийского) моря территориях, обнаруживаются в сочинении «Германия» римского историка Публия Корнелия Тацита (98? г. н.э.) на латинице (De origine et situ germanorum liber), где они названы эстиями (лат. aestiorum gentes). Маршруты миграций народов в регионе были известны с доисторических времён, ещё с периода исходов и депортаций семитских племён Ближнего Востока.

Лингвист из Беэр-Шевы В.И. Шнейдер провёл тщательный анализ словаря индоевропейской лексики: синтаксиса, морфологии и грамматики, в т.ч. немецкой и, особенно, славянской. Он установил, что в немецком языке существуют сотни смешений с семитским субстратом (особенно с арамейским и ивритом), в славянских языках их тысячи. В свою очередь синтаксис, морфология и грамматика европейских языков указывают на то, что исход в Евроазиатскую Степь происходил на протяжении долгого периода, около тысячи лет после разгрома Северного Израильского царства — с VII до н. э. до VII в., т.е. до времени Великого переселения народов. К тому же у евреев Десяти колен Израиля была с собой в диаспоре универсальная коммуникация — их ханаанские семитские языки: иврит и арамейский, а также иудео-финикийский шрифт.

Явление смешения языков особенно отчетливо обычно проявляется первоначально в креолизации (нативизации) пиджинов. Пиджином определяется вспомогательная коммуникативная система, которая стихийно складывается в условиях контактов носителей двух или более различных языков для выполнения ограниченного набора функций в узкой сфере (например, при военных действиях или торговле). Из этого в качестве wave model следуют инновации, которые не наследованы генетически из общего промежуточного предка, а распространяются вторично между контактирующими языками.

Мы можем исходить из того, что многие протоашкеназы нашли применение своим талантам как полководцы, менеджеры и технологи вроде киевского князя Владимира, сына князя Святослава и некой ключницы Малки («Малуши» ПВЛ), крестившего Русь и ставшего святым русского православия. Очевидно именно здесь среди всех этих племён, народов и смеси индоевропейских языков Великой Степи развился протоидиш, который П.Векслер описывает как 15-й славянский язык. К 730-м г. Хазарская империя начала конверсию в иудаизм. Эран Эльхайк и иные авторы считают, что идиш был развит в VIII-IX-х вв. еврейскими международными купцами-раданитами на северном Шелковом пути, связывавшим Китай и Европу. Надо иметь ввиду, что «тюркский» характер Хазарии мог быть связани и с её этнонимом, возможно происходящим от ивритского глагола латур – разъезжать или путешествовать. Этот аспект интересно освещен. в документации украинского автора Александра Зинухова (2005). Воспоминанием о былых тесных тюрко-еврейских отношениях в раннем средневековье могут быть такие еврейские фамилии как Каган, Каплан или Кан.

Американский историк и тюрколог Питер Б. Голдин (Rutgers, The State University of New Jersey) рассматривает тюркологические аспекты в своей книге «Khazar Studies…» (1980), где он изучил все доступные рукописи чтобы прояснить правильное прочтение хазарских слов. В 25 случаях в словаре из всего лишь найденных 57 хазарских слов Голдин был вынужден признать двусмысленность этимологии. Одно слово было полностью удалено из словаря когда выяснилось, что оно не имеет никакого отношения к хазарам и их языку.

Самым ранним документом Германии, в котором евреи были упомянуты как римские граждане в Кельне, является указ императора Константина от 321 г. Евреи были отмечены на старой романо-германской границе, limes, на Рейне и Дунае, в частности в Майнце, Трире, Аугсбурге и Регенсбурге. В крупных транспортных узлах существовали еврейские поселения колонистов, купцов и ремесленников. Начало развития европейской еврейской национальной культуры и языка идиш приходится на 801 г., где в документах в первый раз упоминается некто «Ицхок Абину из Ашкеназа», из германских земель времен побед Карла Великого над Аварией и катастрофы поражения и развала этого Каганата. Территория Австрии в дохристианскую эпоху, до конца VIII-го в. была под контролем израилитско-еврейских аваров. Свидетельством тому являются среди прочего важные археологические находки в Челарево (Čelarevo) сербской Воеводины около Нови Сад. По сей день евреи Венгрии зовутся там аварами. Многие из бывших паннонийских князей были согласно летописям иудейской веры. В древнейшей австрийской «Хронике 95 правителей», написанной венским писцом во времена правления герцога Альбрехта III в XIV-м в., была собрана и зафиксирована интересная информация о 22-х вождях, еврейских князьях—каганах, которые правили в Паннонии долгое время беспрерывно, — в общей сложности около четверти тысячелетия. Показательна древняя польская легенда об еврее Абраме Проховнике (польск. Abraham Prochownick), который сыграл очень важную роль в истории основания Польши в IX в. и возвёл Пиаста и его династию на престол. Эти и многие другие свидетельства дали некоторым идишистам основания полагать, что идиш родился как минимум ещё до 1100-1200 гг. в немецкой земле, в Гессене на относительно небольшой территории у впадения реки Майн в Рейн. До Второй мировой войны, до Холокоста Encyclopaedia Britannica описывала язык идиш в качестве седьмого языка мировой культуры.

Сегодня исходят из того, что первые документированные еврейско-германские контакты были отмечены еще в древнем Израиле более двух тысяч лет назад, до разрушения Второго Иерусалимского Храма. Так, Иосиф Флавий описывает германцев в Иудее как личную гвардию царя Ирода Великого во время похорон последнего. Иудейский царь Ирод Агриппа II (27–93 н.э.) выделил германцев в своей речи перед повстанцами непосредственно перед Великим Восстанием в 66 г. н.э. Согласно публикациям Пола Векслера языковые иврит-немецкие контакты могли иметь место еще в Италии у лангобардов (конец VI-го в.), у вестготов (V–VII вв.) в областях романских языков, у франкских Меровингов (V-VII вв.) и в Испании. Стихотворение из XII-го в. на романском итальянском (иудео-итальянском) языке является одним из самых ранних стихотворений итальянской литературы и итальянского языка вообще. Весьма интересна информация об археологических исследованиях на территории бывшего бенедиктинского монастыря Корвай вблизи Хекстер (Höxter) на Везере (Corvey an der Weser), где на сохранившихся фризах и фресках запечатлены люди со средиземноморскими чертами лица, очевидно характерными для побеждённых аваров. В коллективной памяти европейских народов, особенно на Балканах, евреи остались по сей день «аварами».

Евреи, которые оказались в Римской империи после победы Карла Великого над Аварией, называли её для обозначения западнофранкских земель и поздней Франции в соответствии с традицией Царфат. Это определение осталось таковым на иврите по сей день. Они говорили тогда ещё и на синтетическом языке лa’з (древнефранцузско-еврейском), который в качестве цитат сохранился в комментариях Раши [рав Шломо Ицхак из Труа, XI–XII вв.] и в Тосафот.

Продолжение — вторая часть

 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.