lazarudin

Category:

Маи Ханукка ?

Завтра начнётся праздник Ханукка, установленный вождями нашего народа примерно 2180 лет назад. Ниже приводится прекрасная статья, опубликованная в 2003г. в издании ''Вести'', автор которой — уважаемый  Дов Конторер.

              Хануккальный лексикон

Основные понятия, имена и даты, связанные с Хасмонейскими войнами и праздником Ханукка

Ханукка
Письменные источники
Хасмонеи (Хашмонеи)
Маккаби
Модиин
Основные события
Смысловые аспекты
Восемь


''Чужой земли мы не брали, над чужим имением не господствовали, но наследие наших отцов, неправедно отобранное у нас некогда, мы вернули себе, улучив подходящее время. ''  

   I кн. Маккавеев , 15:33-34


Ханукка (освящение, обновление) – праздник в ознаменование победы еврейских повстанцев под предводительством Хасмонеев над греками-селевкидами в 164 году до н.э. и в память явленного при этом храмового чуда. Отмечается в течение восьми дней с 25 кислева до 2 или 3 тевета (в зависимости от продолжительности месяца кислев); выпадает, как правило, на вторую половину декабря. Другим названием Ханукки является Хаг ха-Урим (Праздник Огней), следующее используемому у Флавия греческому названию «Светочи».  Основным обычаем Ханукки является зажигание масляных светильников или свечей, совершаемое с наступлением темноты. Число зажигаемых свечей увеличивается от одной до восьми по ходу праздничных дней.

Письменные источники. В каноническом тексте ТАНАХа не содержится упоминаний о Ханукке и связанных с ней событиях. В Талмуде историческим обстоятельствам, предопределившим появление праздника Ханукка, уделяется несколько строк (Шаббат 21б) и ряд эпизодических упоминаний (1).  Таким образом, основными письменными источниками здесь являются:

1. Мегиллат-Таанит или Свиток о постах, сочинение на арамейском языке, представляющее собой список дней, в которые запрещено поститься. Окончательная редакция данного текста была произведена незадолго до разрушения Второго Храма (70 г.) и, во всяком случае, не позднее восстания Бар-Кохбы (132-135 гг.). Мегиллат-Таанит содержит подробный перечень исторических дат, которые почитались евреями в раннюю талмудическую эпоху; к числу таковых относятся многие даты, связанные с Хасмонейскими войнами.

2. Мегиллат-Антиохос или Антиохов свиток. Связанное с Мегиллат-Таанит сочинение позднего талмудического периода, сохранилось в нескольких версиях на арамейском языке. Автор Антиохова свитка видит своей задачей объяснение еврейских обычаев, связанных с праздником Ханукка; он мало знаком с реальной исторической обстановкой времен Хасмонейского восстания, но изложенные им  еврейские предания представляют несомненный интерес для исследователей.

3. Книги Маккавеев, сохранившиеся на греческом языке исторические сочинения, публикуются в основанных на Септуагинте (см. ниже) христианских изданиях Библии (2); до сравнительно недавнего времени были известны в еврейской среде главным образом через пересказ Иосиппона (исторический трактат на иврите, составленный в  X веке в Южной Италии на основе «Иудейских древностей» и «Иудейской войны» Иосифа Флавия, с привлечением дополнительных источников). В корпусе Септуагинты сохранились четыре книги Маккавеев, объединенных общей темой противостояния евреев преследованиям эллинистических царей, однако непосредственное отношение к Хасмонейской эпохе имеют лишь первые две, причем основной исторической ценностью обладает Первая книга Маккавеев. Будучи написана современником и очевидцем событий, она представляет собой основной, иногда – единственный, источник исторических сведений о Хасмонейском восстании и последовавших за ним войнах. Считается установленным, что первая книга Маккавеев была написана на иврите, но ее оригинальный текст был утрачен уже в ранний талмудический период; обратный перевод на иврит был исполнен только в XI веке. Вторая книга Маккавеев представляет собой сокращенный пересказ сочинения, оставленного Ясоном из Кирены, эллинизированным евреем, жившим, по всей вероятности, во II веке до н.э. В отличие от документально точной Первой книги Маккавеев, это сочинение изобилует риторическими приемами, описаниями чудес и т.п. Третья книга Маккавеев излагает легенду, объясняющую появление у евреев Александрии летнего праздника, напоминающего Пурим. В Четвертой книге, представляющей собой философскую проповедь, приводится рассказы о еврейских мучениках, претерпевших во дни гонений Антиоха Эпифана. Все эти сочинения, в отличие от Первой книги Маккавеев, были изначально написаны по-гречески.

4. Иосиф Флавий. В своих сочинениях «Иудейские древности» и «Иудейская война» Флавий, живший  на двести лет позже Хасмонейского восстания, дает пересказ интересующих нас событий, основываясь главным образом на II кн. Маккавеев.Прочие историографические свидетельства весьма немногочисленны и носят заведомо вторичный характер (3). Дополнительным источником сведений о Хасмонейской эпохи является археологический материал, включая многие интересные находки последних лет.

Хасмонеи.  На иврите – Хашмонаим или Бейт-Хашмонай (дом Хасмонеев), родовое имя семьи, возглавившей еврейское восстание против селевкидов во II веке до н.э. и царствовавшей затем в Иудее вплоть до разрушения Второго Храма (70 г. н.э.). Происхождение фамилии не установлено однозначным образом; принятые в данной связи суждения сводятся к следующим версиям: По имени родового предка, согласно свидетельству Флавия в «Иудейских древностях», 12-6: «Маттитьягу сын Йоханана, сын Шим’она, сын Хашмоная». По месту первоначального проживания семьи в городе Хашмон в  Иудее: «Вот надел колена Йегудина, по семействам его... и Хацар-Гада, и Хешмон, и Бейт-Пелет» (Йегошуа 15:27) (4).  По городу (или отеческому дому) Хушим, относившемуся к колену Биньямина: «Бинямин... и Шуппим, и Хуппим, сыновья города Хушим, сыновья Ахера» (Диврей hа-ямим I, 7:12) (5). О семье Хасмонеев известно, что она принадлежала к коhаним – потомкам первосвященника Аhарона, на которых лежала обязанность исполнения Храмовой службы. Согласно Диврей hа-ямим I, 24, семейства коhаним были разделены на двадцать четыре стражи (мишмарот), каждая из которых служила в Храме две недели в году. В течение этих недель относящиеся к определенной страже священники жили в Иерусалиме, а всю остальную часть года – в своих городах и среди прочих колен Израиля. Семья Хасмонеев принадлежала к первой по счету страже Йеhоярива, прочие семейства которой большей частью остались в Вавилоне, не откликнувшись на призыв к возвращению в Сион, прозвучавший во времена Эзры и Нехемьи. В результате этого стража Йеhоярива уступила свои первенствующие права следующей по счету страже Йдайи [ ידעיה ] (свидетельство об этом содержится в талмудическом трактате Таанит, 27б). Тем не менее, принадлежность ко страже Йеhоярива оставалась весьма почетной среди коhаним; Йосеф Флавий с гордостью отмечал в своей биографии: «Но семья моя происходит не от простых священников, а от первой из двадцати четырех священнических страж, почитаемой у нас чрезвычайно». Следует также отметить, что по прошествии многих столетий после разрушения Второго Храма, недели еврейского календаря все еще именовались по названиям этих страж (неделя Йеhоярива, неделя Йдайи и т.д.). Кстати, Храм был разрушен в неделю Йеhоярива (Таанит 29а), после чего указанное семейство бежало в Галилею и обрело убежище в окрестностях Мерона (об этом также повествуется в трактате Таанит, но уже в Иерусалимском Талмуде). Интересно упомянуть и о том, что в 1858 году р. Яаков Сапир встретил в Йемене «мудрого и богобоязненного человека... из семейства Альмихури, ведущего свою родословную от первой священнической стражи Йеhоярива». В остальных еврейских общинах родовая связь коhаним с древними стражами совершенно утеряна.  

Маккаби. Праздник Ханука иногда именуют Маккавейскими днями, апокрифические хроники восстания называются в христианских изданиях Библии «книгами Маккавеев», отсюда же – израильская Маккабиада и воспевавшееся прежде в Израиле «возрождение традиций Маккавеев». Однако в еврейских источниках это имя никогда не фигурирует во множественном числе, будучи личным прозвищем Йегуды Маккавея (Йеhуда hа-Маккаби), одного из сыновей Маттитьягу, возглавившего еврейских повстанцев после смерти своего отца. Таким образом, применительно к целой семье, руководившей восстанием против селевкидов и царствовавшей затем в Иудее, правильным является название Хасмонеи (6).

Модиин. Селение в Иудее, место первоначального проживания семьи Хасмонеев. В различных источниках фигурирует также как Модиим, Модаим, Модаин, Модаит и Модиит. Среди мудрецов Талмуда мы встречаем рабби Эльазара hа-Модаи, современника рабби Акивы и одного из наставников Бар-Кохбы в Бейтаре; его имя также указывает на происхождение из Модиина. По мнению профессора Давида Флюссера, во времена Второго Храма имя Элиэзер было обычным среди левитов, а близкое по звучанию имя Эльазар использовалось, как правило, в среде коhаним. Таким образом, можно предположить, что отчеканенное на монетах Бар-Кохбы имя «Эльазар hа-коhен» принадлежит рабби Эльазару hа-Модаи.В этом случае, встретив – с интервалом в 300 лет —  двух известных священников из Модиина, мы можем сделать весьма вероятное предположение о том, что Модиин был «жреческим городом», то есть одним из многих в те времена населенных пунктов, где проживали по преимуществу коhаним. Современный израильский город Модиин построен неподалеку от места, отождествляемого в качестве древнего Модиина со времен Евсевия Кейсарийского (IV век н.э.). Евсевий, почитаемый христианами как один из отцов церкви, был епископом в Кейсарии; его знаменитый труд «Ономастикон»(7) считается одним из важнейших пособий по исторической географии Эрец-Исраэль. В отношении Модиина Евсевий указывает: «Деревня неподалеку от Лода, оттуда произошли Маккавеи, надгробья которых показывают там и поныне». Следуя этому свидетельству Евсевия, большинство исследователей отождествляло древний Модиин с холмом ар-Рас, расположенным возле арабской деревни аль-Мидиа, в 10 км к востоку от Лода. На известной мозаичной карте VI века, обнаруженной в городе Медва, на восточном берегу Иордана, Модиин также отмечен к востоку от Лода со следующим указанием: «Модиим, ныне Модита, оттуда произошли Маккавеи». Однако карту Медва едва ли можно считать отдельным от «Ономастикона» свидетельством, поскольку оно непосредственным образом опирается на  географические указания последнего.     Принятое отождествление Модиина оспаривалось и оспаривается до настоящего времени многими авторитетными исследователями. Начать можно с того, что крестоносцы узнали Модиин вблизи крепости Бельмон, рядом с тем местом, где сегодня расположен киббуц Цова. Похоже, что такого же мнения о месторасположении древнего Модиина придерживался знаменитый еврейский путешественник и историк р. Эстори hа-Пархи (1280-1355?), указавший в своей книге «Кафтор ва-перах», что «Модиин близок к Иерусалиму». Покойный израильский исследователь Зеэв Вильнаи ссылался на средневековую идентификацию «могил Маккавеев» вблизи Латруна, у дороги из Яффо в Иерусалим. Кроме того, к вероятным идентификациям Модиина в разное время относили Хурбат-Мадан (в нескольких километрах к западу от сегодняшнего Гив’ат-Йеарим), еще один Хурбат-Мадан (в юго-западной Самарии), аль-Бурейдж (к юго-востоку от деревни аль-Мидиа) и даже Умм аль-Амад (в 7,5 км к юго-востоку от Текоа).Последняя идентификация представляется самой сомнительной, поскольку Модиин очевидно следует искать к западу от Иерусалима. Флавий и I кн. Маккавеев сообщают нам, что Шим’он Хасмоней поставил высокие надгробия над могилами своего отца и братьев, «чтобы были они видны всем проходящим по морю». Таким образом, мы достаточно твердо знаем, что место погребения в Модиине было видимо с побережья Средиземного моря. Аль-Мидиа отвечает данному требованию, но это отождествление противоречит важному талмудическому источнику (Песахим 93б), утверждающему, что расстояние от Модиина до Иерусалима составляло 15 миль. Римская миля равняется 1400 метрам, однако у мудрецов Талмуда было принято использовать это слово для обозначения меньшего расстояния, составляющего 2000 аммот (локтей), то есть примерно 1 км. Что же до деревни аль-Мидиа, то она удалена от Иерусалима более, чем на 30 км (по предполагаемому контуру старой дороги через Бейт-Хорон на город Антипатриду в долине Шарон). Рав Ула, от имени которого в Талмуде приводится утверждение о том, что расстояние от Модиина до Иерусалима составляет 15 миль, принадлежал к числу амораев, живших в Эрец-Исраэль и считавшихся знатоками ее географии. Другое место в Талмуде указывает на то, что расстояние от Лода до Иерусалима считалось равным дневному переходу, тогда как расстояние от Модиина до Иерусалима путник преодолевал за полдня. Таким образом, предложенное Евсевием Кейсарийским и получившее широкую известность отождествление Модиина с примыкающим к деревне аль-Мидиа холмом ар-Рас представляется очень сомнительным. То же самое относится к предлагавшимся отождествлениям Модиина с объектами вблизи аль-Бурейджа, самарийского Хирбет-Мадана, у Латрунской дороги и возле Текоа. Точное месторасположение древнего Модиина остается для нас загадкой, но его несомненно следует искать в радиусе 15-20 км к западу от Иерусалима.

Основные события. Расширенные границы интересующей нас эпохи можно определить следующим образом: с момента завоевания Эрец-Исраэль Александром Македонским до гибели Шим’она, последнего из сыновей Маттитьягу Хасмонея. Этот период составляет почти 200 лет, в течение которых еврейский народ прошел через решающую фазу своего духовного и исторического формирования, включавшую, наряду с гонениями, кровопролитными войнами и отчаянной борьбой за восстановление национальной независимости,  болезненное, но плодотворное установление культурных контактов с античным миром, в котором греческая цивилизация занимала первенствующие позиции. В данной связи можно выделить следующие основные события и даты:

 332 г. до н.э.  Завоевание Эрец-Исраэль, находившейся ранее под властью персов, Александром Македонским.

 301 г. до н.э.  Эрец-Исраэль оказывается во власти Птолемейской династии, царствовавшей в Египте после раздела единого греческого царства между военачальниками Александра Македонского. К этому периоду относится появление крупной еврейской общины в Александрии и работа по переводу Писания на греческий язык (т.н. Септуагинта (8) или перевод семидесяти толковников). Параллельным образом в Эрец-Исраэль создаются значительные греческие колонии.

 200 г. до н.э.  Эрец-Исраэль оказывается во власти греческой династии Селевкидов, царствовавших в Передней Азии и имевшей своей столицей город Антиохию, расположенный на юге современной Турции (г. Антакья).

 175 г. до н.э.  Антиох IV Епифан восходит на престол Селевкидского царства. Период его правления знаменуется жестокими репрессиями в отношении еврейской религии, включая разграбление Храма и принуждение иудеев к идолослужению.

 167 г. до н.э.  Начало еврейского восстания в Модиине под предводительством Маттитьягу Хасмонея. Повстанцы укрываются в горах (по Флавию: в округе Гофна) (9) и совершают оттуда набеги на города, уничтожая сотрудничавших с греками евреев. Маттитьягу умирает к концу первого года восстания, после чего руководителем повстанцев становится его сын Йеhуда Маккавей (10). Уже под началом Йеhуды евреи одерживают первую значительную победу над войском Аполония, селевкидского наместника в Самарии (11). За этим успешным сражением следуют еще три победы – над Сероном (в ущелье Бейт-Хорон), над наместником Келесирии (12) Птолемеем (в Эмаусе) и над наместником западных провинций Лисием (Бейт-Цур) (13).

 164 г. до н.э.  Освобождение Иерусалима повстанцами и возобновление службы в очищенном Храме. Смерть Антиоха IV, регентом при его малолетнем сыне становится Лисий, отменяющий антиеврейские декреты прежнего царя и заключающий перемирие с Хасмонеями. Йеhуда посылает свои отряды на помощь евреям Медвы и Гил’ада в Заиорданьи, Хевронского нагорья и Северного Негева, в районы Ашдода, Яффо и Явне, а также на север, к Акко (под предводительством Шим’она).

 163 г. до н.э.  Лисий возобновляет военные действия в Иудее. В бою у селения Бейт-Зехарья (к юго-западу от Бейт-Лехема) армия Хасмонеев терпит первое поражение от его войска, в состав которого входило значительное количество боевых слонов (14). В этом бою погибает брат Йеhуды Эльазар, пробившийся к одному из слонов, запоровший его ударом меча в незащищенное брюхо и раздавленный рухнувшей тушей. Хасмонейская армия снова отходит в Гофну и, частично, в Иерусалим. Лисий осаждает Иерусалим, но затем снимает осаду, узнав о появлении в Антиохии альтернативного претендента на царство. 

 162 г. до н.э.   На престол селевкидов восходит Деметрий I, который направляет в Иудею нового наместника Никанора. Йеhуда побеждает в первом сражении с силами Никанора возле селения Кфар-Шалем (15). Никанор отступает в Иерусалим и укрывается в крепости Акра,  а затем, дождавшись подкреплений с севера, выступает лагерем к Бейт-Хорону. Возле селения Хадаша (16) происходит второе сражение между силами Йеhуды Маккавея и Никанора, в котором Никанор был убит.

 161 г. до н.э.   Йеhуда Маккавей заключает политический союз с Римом.

 160 г. до н.э.   В Иудею прибывает новый экспедиционный корпус селевкидов под началом Бакхида (20.000 пеших солдат и 2000 всадников). С Йеhудой оставалось к этому времени 3000 бойцов (17), большая часть которых покинула лагерь, когда выяснилось, какие силы посланы из Антиохии против повстанцев. В последнем сражении Йеhуды рядом с ним находилось всего 800 человек. Тем не менее, бой у Эльаши и Бары (18) продолжался целый день, к концу которого Йеhуда был убит. Его уцелевшие братья, Йонатан и Шим'он, возобновляют тактику партизанской войны и постепенно восстанавливают контроль Хасмонейского дома над значительной частью страны. 

 152 г. до н.э.   Назначение Йонатана Хасмонея иудейским этнархом и первосвященником. Годы его правления стали решающим периодом становления независимого еврейского государства, к которому отошли Экрон, Южная Самария и прибрежная полоса, включая Яффо. В 146 г. до н.э. Йонатан направляет посольство в Рим для возобновления и укрепления заключенного Йеhудой политического союза.

 143 г. до н.э.   Селевкидский военачальник Трифон, бывший регентом при очередном малолетнем престолонаследнике Антиохе VI, заманивает Йонатана в ловушку. Шим'он сдерживает продвижение селевкидов вглубь страны, и Трифон покидает Иудею, казнив Йонатана.

 142 г.  до н.э.  Селевкидский правитель Деметрий II освободил Иудею от выплаты дани, признав тем самым ее независимость.

 135 г. до н.э.   Шим'он, последний из сыновей Маттитьягу, и два его сына предательски убиты в Иерихоне при попытке захвата власти Птолемеем, зятем Шим’она. Попытка не удается, и Гиркан I Йоханан, уцелевший сын Шим’она, наследует своего отца на Хасмонейском престоле.

Продолжение здесь

-------------------------------------

Ссылки даются по принятой системе, согласно которой в Вавилонском Талмуде указывается номер листа (цифрой) и страницы (буквами «а» или «б»). В Иерусалимском Талмуде указывается номер главы (первая цифра) и галахи (вторая, после запятой). В ссылках на ТАНАХ приводятся ивритские названия библейских книг, иногда – с необходимыми пояснениями; далее указываются номера главы и стиха (через двоеточие между ними). По такому же принципу приводятся ссылки на неканонические книги, включенные в корпус Септуагинты, здесь – книги Маккавеев; при этом номер книги дается римскими цифрами, например: I кн. Маккавеев 15:33. В ссылках на «Иудейскую войну» Иосифа Флавия римские цифры также обозначают номер книги, после чего следуют номера глав и внутренних разделов. 


1. Например, о Никаноровом дне в Таанит 18б и в Иерусалимском Талмуде, Таанит 5,12 и Мегилла 1,4.
2. В православной церкви первые три книги Маккавеев отнесены к разряду неканонических книг, а четвертая считается апокрифом. У католиков все четыре признаны второканоническими,  у протестантов - апокрифическими.
3.   В связи с Великим восстанием 66-73 гг. н.э. («Иудейская война») у некоторых римских историков, включая Тацита, появилась потребность ознакомить своих читателей с историей евреев в период, предшествовавший завоеванию Иудеи Римом. В данной связи они рассказывают о событиях, относящихся к Хасмонейскому восстанию, но их рассуждения не могут считаться самостоятельным историческим свидетельством, будучи переработкой ранних источников, слухов, легенд и враждебных по отношению к евреям идеологических тезисов.
4.   Кн. Иисуса Навина
5. Первая книга Хроник или Паралипоменон
6.   Тем не менее, в данном тексте я следую принятому в русском языке названию «книги Маккавеев», хотя в ивритских публикациях их часто именуют «книгами Хасмонеев» (сифрей Хашмонаим).
7.   Принятое название книги в русском переводе: «Ономастикон или о названиях местностей, встречающихся в Священном Писании».
8.   Согласно «Посланию Аристея», перевод Писания на греческий был выполнен еврейскими учеными, которых Птолемей II Филадельф (285-247 гг. до н.э.) пригласил в Александрию из Иерусалима. В упомянутом «Послании», представляющем собой анонимное сочинение еврейского автора, написанное от имени греческого придворного, и в некоторых других источниках говорится только о переводе Торы (Пятикнижия), но в христианской традиции, начиная с Эпифания, сложилось мнение о том, что  Септуагинта  включала в себя греческий перевод всего библейского корпуса, выполненный большей частью значительно позже. «Послание Аристея» и свидетельство Эпифания изобилуют мифологическими подробностями, но в целом считается более или менее достоверным, что Тора была впервые переведена на греческий в III веке до н.э. Неясно, был ли этот перевод в действительности исполнен столь многочисленной группой мудрецов. В большинстве источников говорится о семидесяти или семидесяти двух старцах (по шесть – от каждого колена), отправленных Птолемеем на остров Фарос, где они за 72 дня выполнили порученную им работу. Но, например, в примыкающем к Талмуду аггадическом сборнике «Авот де-рабби Натан» сообщается, что переводчиков было всего пятеро. Что касается текста  Септуагинты , то он дошел до нас в многочисленных и сильно расходящихся версиях. Иероним, один из виднейших учителей Западной церкви и автор полного перевода Библии на латинский язык, отмечает, что уже в его время (IV век н.э.) текст  Септуагинты  существовал в трех основных вариантах. Ученые делятся на две группы в своем отношении к вопросу о том, отражают ли эти и прочие версии перевода единый первоначальный текст (Urtext) или же они возникли независимым друг от друга образом (теории П.А. Де-Лагарда и П. Кале). На сегодняшний день под  Септуагинтой  подразумевается целый комплекс ранних переводов Писания на греческий язык, который лишь отчасти восходит к III веку до н.э.; при этом в него, наряду со всеми книгами еврейского канона, входят апокрифические сочинения, не включенные мудрецами в корпус ТАНАХа: книги Премудрости Соломоновой, Бен-Сиры, Юдифи, Тувьи, Баруха, Маккавейские и некоторые другие. Все эти книги рассматриваются христианской традицией как часть «Ветхого Завета», но протестанты следуют в данном вопросе еврейскому канону, отказывая апокрифам в религиозном признании. Еврейский характер упомянутых сочинений и некоторых других апокрифов очевиден, но, не будучи включены мудрецами в корпус ТАНАХа, они сохранились, главным образом, на греческом языке, а некоторые их фрагменты – только в эфиопском, коптском и даже славянском переводах. Порядок расположения канонических книг отличается в  Септуагинте  от того, что принят в еврейской Библии; отличаются зачастую и их названия.
9.   Гофна ныне – арабская христианская деревня Джифна, в 18 км к северу от Иерусалима, между еврейскими поселениями Офра и Атерет. В древности Гофна была центром одного из одиннадцати округов, на которые делилась Эрец-Исраэль в административном отношении (Флавий, «Иудейская война», кн. III, 3:5). Окрестности Гофны представляют собой труднопроходимую горную местность с густой растительностью; в период Хасмонейского восстания там было в основном еврейское население, со значительным присутствием коhаним, относившихся ко страже Йдайи (см. выше в разделе «Хасмонеи»). Свидетельство Флавия о бегстве повстанцев в Гофну относится к более позднему периоду восстания, но считается весьма вероятным, что данный район изначально служил основным укрытием Хасмонейских отрядов.
10.   Всего у Маттитьягу было пятеро сыновей  Йеhуда, Йонатан, Шим’он, Йоханан и Эльазар.
11.   Вероятным местом сражения с Аполонием был находящийся к северу от Гофны район Маале-Левона (ныне там расположено одноименное еврейское поселение) и примыкающее к нему ущелье в вади Харамия.  
12.   Келесирия в древности  название долины р. Оронт (Нахр-Ааси), между горными хребтами Ливан и Антиливан; ныне – долина Бекаа.
13.   Вблизи этого места, между Халхулем и Гуш-Эционом, ныне расположено еврейское поселение Кармей-Цур.
14.   Флавий пишет о 80 слонах, I кн. Маккавеев – о 32-х, но современные исследователи полагают  обе эти цифры завышенными. Интересно отметить, что римляне запрещали селевкидам использовать слонов в военных походах. Через год после сражения у Бейт-Зехарьи из Рима в Антиохию был направлен специальный посланник, который забил всех селевкидских слонов.
15.   Наиболее вероятной идентификацией Кфар-Шалем считается  Хирбет-Саляме (она же – Хирбет-’Ид), к северу от Гив’она.
16.   К северу от Иерусалима имеется три объекта, в названиях которых присутствует слово Адаса , отражающее греческое произношение Хадаша . Соотнеся приведенную у Флавия информацию, согласно которой интересующая нас Хадаша была расположена в тридцати  рисах от Бейт-Хорона (5,7 км), естественно отождествить это место с руинами Хирбет-Адаса, находящимися западнее Гив’она. Весьма вероятно, что именно эта Хадаша упомянута в обоих Талмудах  (трактат Эрувин) как самое маленькое селение в Иудее.    
17. Значительная часть поддержавших восстание принимала лишь «минимальные цели» войны, то есть прекращение религиозных гонений и очищение Храма. Цели Йеhуды шли значительно дальше, о чем свидетельствуют освободительные походы 164-163 гг. до н.э., заключение союза с Римом и другие факты. Будучи выдающимся национальным лидером, Йеhуда полагал возможным использовать сложившуюся ситуацию для восстановления территории и независимости еврейского царства, но когда достижение этих целей столкнулось с существенными трудностями, Хасмонейская армия стала редеть, поскольку многие евреи были готовы удовольствоваться уже достигнутыми результатами. С этим, вероятно, и связана малочисленность сил, которыми располагал Йегуда накануне своего последнего сражения. Нечто подобное мы можем усмотреть в современной израильской истории: Шестидневная война 1967 г. воспринималась одной частью общества как средство устранения нависшей над страной военной угрозы - и только, тогда как другая часть видела в освобождении Иудеи, Самарии и пр. возможный пролог к утверждению еврейского государства в естественных исторических границах. Результатом этого явилась со временем политическая изоляция поселенческого движения и связанных с ним кругов. Как и во времена Хасмонеев, это произошло не сразу, а по мере выявления тех трудностей, с которыми связано достижение более значительных государственных целей.       
18.   Эльаша – руины Хирбет эль-Аши южнее Рамаллы (в настоящее время этот участок застроен), Бара – арабский город Эль-Бира, примыкающий к Рамалле с юго-востока.

Продолжение здесь

"Вести", 18.12.2003 


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.