lazarudin

Categories:

Евреи в Беларуси

Герб БССР с 1927 по 1937 г
Герб БССР с 1927 по 1937 г

Первые евреи появились на территории современной Беларуси в XIV в., в эпоху существования Великого Княжества Литовского. Евреев, живших в этом средневековом государстве и их потомков до сих пор называют «литваками». По мнению этнографа М. Членова, к литвакам относили евреев Литвы, Беларуси, западных районов современных Брянской, Смоленской и южных районов Псковской областей России. От других еврейских этнографических групп они отличались своим северо-восточным диалектом идиша, особыми признаками быта и обычаев.

Первый письменный источник свидетельствующий о пребывании евреев на беларуской земле — письмо от 1324 г. великого князя Гедемина  рижскому архиепископу,  в котором он жаловался на нарушение мира крестоносцами и нападение на Мядельский замок. По дороге из Полоцка крестоносцы встретили и убили 6 синогтонов, т.е. евреев.

24 июня 1388 года литовский князь Витовт издал в Луцке привилей евреям Бреста с целью поощрения их дальнейшего переселения. Привилей схож с документом, изданным князем Болеславом Калишским в 1264 году. Привилей Витовта устанавливал принципы проживания евреев в Великом княжестве Литовском. За убийство еврея полагалось такое же наказание, как и за убийство шляхтича. Евреям разрешалось свободно исполнять обряды, а также заниматься имущественными и залоговыми операциями. Под залог разрешалось брать любые вещи, кроме христианской религиозной утвари и «окровавленных» (снятых с убитого) вещей. Кроме того, следуя декретам римских пап, в этом документе запрещалось обвинять евреев в употреблении христианской крови. Были установлены и основы автономии еврейской общины. 18 июня 1389 года Витовтом был издан привилей евреям Гродно. Этот документ устанавливал границы поселений еврейской общины, освобождал от налогов синагогу и кладбище, а также регулировал торговые отношения в городе. Непосредственно появлению евреев в Великом княжестве Литовском предшествовали Еврейские погромы во время чумы, происходившие в 1348-1351 гг. в городах Европы (Базель, Страсбург, Тулон, Шпайер, Эрфурт).

В XIV и XV веках происходит массовая миграция евреев из немецких городов в Польшу и Великое княжество Литовское. Переселяются целые общины, которые перевозят свои капиталы, вековые привычки к торговой деятельности, кагальный строй, немецко-еврейский говор (идиш), религиозные традиции и систему талмудического воспитания. К концу XV века в Польше и Великом княжестве Литовском живет более 20 тыс. евреев. 

До 1495 года в Великом княжестве Литовском было пять городов с оседлым еврейским населением: Брест-Литовск, Владимир-Волынский, Гродно, Луцк, Троки. В других населенных пунктах евреи встречались в этот период только временно: это Дрогичин, Каменец, Кричев, Минск, Новогрудок. 

С 1503 по 1569 год возникли новые еврейские поселения в Кобрине, Пинске, Индуре, Новом Дворе, Турце, Дворце, Ляховичах, Ратно, Слониме, Сураже. 

В это же время создано ядро будущих еврейских поселений там, где евреи имели аренду мытней и откупов. Это Витебск, Дрогичин, Каменец-Литовск, Мерочь, Минск, Могилев, Бобруйск, Дрисса, Желудок, Мышь, Новогрудок, Полоцк, Глубокое, Городец, Друя, Молчадь, Мотоль, Мстиславль, Мосты, Острино, Пружаны, Радошковичи, Шерешев. 

Александр Ягеллон (великий князь Литовский, с 1501 года — король польский), запутавшись в долгах и не имея возможности избавиться от кредиторов-евреев, публикует указ «жидову с земли вон выбити». В апреле 1495 года изгнанию подверглись все евреи Великого Княжества Литовского — Бреста, Гродно, Трок, Луцка, Владимира-Волынского и Киева. Евреи брестской и гродненской общин переселились в соседнюю Польшу и частично — в имения удельных князей литовских. 

В апреле 1503 года Александр разрешил евреям вернуться в Великое княжество Литовское, возвратив им отчужденное имущество. 

В лице великого князя и короля Жигимонта I Старого (1506-1548) белорусские евреи нашли деятельного защитника. Он укрепил правовое положение белорусского еврейства законодательными актами: освободил их от обязанности выставлять на войну тысячу всадников, уравнял в податном отношении с мещанами, предоставил свободу торговли и ремесла и защитил от произвола воевод и старост, судивших евреев, «яка сами хотят».

Нуждаясь в деньгах для войны с Москвой, Жигимонт задумал в фискальных интересах централизовать власть над евреями и в 1514 году назначил генеральным старшиной всех евреев Великого княжества Литовского таможенного откупщика Михеля Езефовича. 

В первой четверти XVI века наиболее цветущие еврейские общины были в Бресте, Гродно и Пинске. 

В 1551 году белорусские евреи получили право избрания раввинов. Интересно, что раввин Бреста Мендель Франк титуловался «королевским чиновником», а еврей Шлоймо Израилович был назначен депутатом при Виленском воеводстве. Наиболее знатные евреи в официальных документах обычно титуловались «панами». Подобно шляхтичам, они носили при себе сабли и в случае необходимости всегда готовы были действовать ими. 

В то же время Статут 1529 года запрещал евреям иметь невольников, а Статут 1566 года определял одежду, которую обязаны носить евреи. В частности, они не должны были носить дорогие платья с золотыми цепями. «Пусть носят они желтые шляпы или шапки, а жены их — повойники из желтого полотна, чтобы всякий мог отличить еврея от христианина». 

В период с 1569 по 1667 год возникли новые еврейские поселения: Пуховичи, Малеч, Могильно, Слуцк, Смоляны, Брагин, Высоко-Литовск, Копыль, Коссово, Лида, Несвиж, Раков, Радунь, Ружаны, Селец, Словатичи, Сморгонь, Тимковичи, Туров, Гомель, Горки, Копысь, Койданово, Логишин, Любеч, Мозырь, Ошмяны, Речица, Старо-Быхов, Чериков, Узда, Чаусы, Чечерск, Шилов, Зельва. 

В 1572 году из Праги в Гродно перебирается важный раввин Мордехай Яффе. В 1575-1580 гг. строится Гродненская синагога, в 1620-е годы появляется Быховская синагога, в 1642 году возводится Слонимская синагога. 

Высшим органом еврейского самоуправления являлись Ваады — съезды раввинов и кагальных представителей. Ваад коронных, или польских, евреев существовал с 1580 по 1764 год, еврейские общины Белоруссии объединялись в составе т. н. «Литовского Ваада», сотрудничавшего с существовавшим в Польше Ваадом Четырех Земель. В 1623 году в Брест-Литовске собрался первый Ваад белорусских и литовских общин, маршалком (председателем) которого до самой своей смерти состоял брестский раввин Меир Валь, сын легендарного польского «короля» Шауля (Саула) Валя. 

 В 1648 году на Украине началось восстание казаков под командованием Зиновия-Богдана Хмельницкого ( ימח שמו ). Десятки цветущих еврейских общин в Украине были разгромлены, тысячи беженцев хлынули в литвинские местечки. Однако вскоре восстание охватило часть Литвы. В 1649 от рук казаков Мартына Небабы погибло более 2 тыс. евреев Гомеля. «Огнем и мечом» казаки разорили пинскую еврейскую общину и весь Пинский округ. В 1654 году началась война между Москвой и Речью Посполитой, принесшая белорусским евреям неисчислимые бедствия. Их снова грабили, убивали и изгоняли из городов, завоеванных русской армией. Отряд украинского гетмана (на службе у русского царя) Ивана Золотаренко вторгся на территорию Белоруссии и учинил погромы местного еврейского населения. Пострадали Гомель, Жлобин, Рогачёв и Бобруйск.

 В ходе восстания Богдана Хмельницкого и последовавших за ним русско-польской и польско-шведской войн погибло около 86 тысяч евреев. 

В результате разделов Польши в 1772, 1793 и 1795 гг. территория ВКЛ (в т.ч. территория нынешней Беларуси) вместе с проживавшими там евреями отошла к Российской Империи. 

После первого раздела Речи Посполитой в составе России оказалось около 55 тыс. беларуских евреев. Сенатским указом 1775 года было узаконено существование кагалов. По представлению генерал-губернатора Чернышева, евреи были выделены в особую податную и сословную единицу. С 1780 года евреи получили право записываться в купечество и участвовать в сословно-городском самоуправлении. 

Вскоре все евреи, проживающие на территории нынешней Беларуси, попали в «черту оседлости». По специальному указу Екатерины II, c 1791 года еврейское население удерживалось в границах его расселения. В 1794 году узаконена расширенная «черта оседлости». Евреям разрешалось «отправлять купеческие и мещанские промыслы» в губерниях: Минской, Изяславской (впоследствии Волынской), Брацлавской (Подольской), Полоцкой (Витебской), Могилевской, Киевской, Черниговской, Новгород-Северской, Екатеринославской и области Таврической. Днепр по двум его берегам сделали центральной рекой «еврейской территории». 

Черта оседлости
Черта оседлости

Беларусь стала важным центром еврейской духовной мысли. В 1652 году статус "главной" общины литовского ваада получила община Вильно. В 1658 году в Минске появилась первая иешива. В 1720 году в городке Селец близ Бреста родился Элиягу бен Шломо Залман ставший величайшим учёным и знатоком Торы, известным как Виленский Гаон. 

Виленский гаон
Виленский гаон


В те же годы Рабби Менахем Мендель из Витебска (1730 — 1788) начинает распространять хасидизм. Его товарищ и ученик р. Шнеур Залман (1745 — 1812) стал основателем движения Хабад. Он родился в Лиозно, а жил и работал в городке Ляды. Во время Отечественной войны 1812 г. призвал своих хасидов помогать русским — «Если победит Бонапарт, положение евреев улучшится и богатство их возрастёт, но зато сердца их отдалятся от Бога»

Р.Шнеур Залман (алтер ребе)
Р.Шнеур Залман (алтер ребе)

Хотя евреев в то время еще не брали на действительную военную службу, немалое число беларуских евреев приняло активное участие в Отечественной войне 1812 года на стороне русской армии. Они были искусными разведчиками и умелыми снабженцами. 

В 1816 году евреев обвинили в убийстве 14-летней христианской девочки Марианны Адамович. Гродненское дело продолжалось год. Евреи были оправданы.

11 апреля 1823 года последовал высочайший указ, чтобы в белорусских губерниях, евреи прекратили винные промыслы и содержание аренд и почт, а к 1825 году переселились в города и местечки. 

Несмотря на известный антисемитизм романовской деспотии, во время польского восстания 1863 г. большинство евреев поддержало русских.

Первая для детей российских евреев школа 1-го разряда (низшая) была учреждена в 1847 году в Минске. 

Согласно переписи 1897 г., в Беларуси проживало более 900 тысяч евреев — 21,1% еврейского населения черты оседлости Российской империи. При этом они являлись второй по значимости — после титульной этнической — группой на белорусских землях, опережая по количественным показателям и удельному весу даже традиционно многочисленную польскую диаспору. 

В 1897 году в Витебске жило 34 440 евреев (52% населения города),

в Бресте — 30 260 (65%), 

в Гродно — 22 684 (48%),

в Минске — 47 652 (52%), 

в Пинске — 21 065 (74%), 

в Слуцке — 10 264 (77%), 

в Могилеве — 21 547 (50%), 

в Гомеле — 20 385 (55%).

В конце XIX века от 25% до 38% евреев в местечках Белоруссии жили за счет благотворительности, а многие эмигрировали в США и другие страны. 

Представители различных еврейских социалистических групп в октябре 1897 года собрались в Вильно и основали «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» (сокращенно на идиш — Бунд).
В конце 1901 года в Минске состоялся также съезд сионистской социалистической партии «Поалей Цион» («Рабочие Сиона»). 

Когда летом 1903-го был организован еврейский погром в Гомеле, еврейская молодежь города впервые в истории еврейских погромов в России сумела создать отряд самообороны и успешно отразить натиск погромщиков. Участники этого отряда самообороны, переселившись в Палестину положили начало второй алии и основали организацию «Ха-Шомер». 

На беларуской земле существовали крупные ешивы — в Воложине, Любавичах, Мире, Слониме, Слуцке. Сюда стекалась еврейская молодежь из многих стран мира. 

Важное место в жизни беларуских евреев занимали синагоги. В 1917 году их было: в Минске — 83, в Могилеве — 50, в Бобруйске — 42, в Витебске — 30, в Гомеле — 26. 

Февральская революция 1917 года ликвидировала «чёрту оседлости». 20 марта 1917 года Временное правительство приняло «Постановление об отмене всех национальных и вероисповедных ограничений». Все еврейские партии вышли из подполья. В результате свободных выборов председателем городской думы Минска стал член Бунда Арон Вайнштейн. На выборах в Учредительное собрание в Минской губернии за сионистов проголосовало 65400 человек, за Бунд и меньшевиков — 16270. Сионист Ю. Бруцкус был избран депутатом Учредительного собрания. В Минске начали издаваться несколько еврейских газет: еженедельник «Дос идише ворт» («Еврейское слово»), ежедневная газета «Дер векер» («Будильник»), легальная сионистская газета «Дер ид» («Еврей»). 

В 1919-1922 годах беларуские евреи стали жертвами погромов со всех сторон: и польских войск, и банд Булак-Булаховича, и частей, находившихся под идейным руководством Бориса Савинкова, и просто банд грабителей («зеленых»), и частей Красной Армии, На территории Белоруссии в этот период было учинено 225 погромов. 

Первая мировая и Гражданская войны привели к ускорению процесса урбанизации беларуского еврейства и его массовому оттоку за пределы республики.  

Октябрьская революция разделила беларуских евреев на два лагеря. Одна часть приняла активное участие в борьбе за установление советской власти, а другая, меньшая, была настроена антисоветски. 

В июне 1919 года комиссариат по еврейским делам Наркомнаца обнародовал решение о роспуске еврейских общин и потребовал сдать ему их имущество. 

После установления советской власти (1920 г.) еврейская община была распущена, еврейские партии ликвидированы, язык иврит запрещен, как и обучение в хедерах и иешивах, преследовались еврейские учителя-меламеды, закрывались синагоги. Советская власть создала для евреев советскую систему образования, просвещения и культуры на языке идиш без национальных традиций и национальной культуры. Кроме бундовской газеты «Дер векер», все еврейские издания были запрещены. 

В 1920-1930-х годах в БССР было четыре государственных языка: беларуский, русский, еврейский (идиш) и польский. Если в 1924-1925 учебном году в БССР работало 87 начальных и 42 семилетние еврейские школы с обучением на идише, то в 1926-1927 учебном году количество начальных школ увеличилось до 147, а семилетних — до 53. В них обучалось 24 тыс. учащихся. В начале 1920-х годов были открыты три еврейских педагогических техникума. В БССР работали еврейские отделения рабфаков, педфаков, кафедра еврейского языка Горецкой сельхозакадемии, еврейская секция этнолого-лингвистического факультета БГУ, еврейский зоотехникум и т. д. Но в конце 1930-х годов еврейское образование в БССР было фактически ликвидировано. В июле 1924 Года был учрежден еврейский отдел института белорусской культуры, затем преобразованный в еврейский сектор Белорусской академии наук. В 1932 году создан Институт еврейской пролетарской культуры. В 1935 году в системе Белорусской академии: наук был организован Институт национальных меньшинств, который закрыли уже в 1936 году. В Минске был открыт еврейский сектор в Институте белорусской культуры, в библиотеке им. В. И. Ленина, в БГУ на педагогическом факультете. 

В 1926 году в Минске создан Белорусский государственный еврейский театр, который возглавил Михаил Рафальский, а в 1929-м-еврейская хоровая студия под руководством композитора Самуила Полонского. 

В БССР издавались еврейский ежемесячный литературный журнал «Штерн», двухнедельный журнал «Дер юнгер арбетер», ежедневная, газета «Октябрь», еврейская пионерская газета «Дер юнгер ленинец». В 1929 году в Минске было издано 55 наименований еврейских книг. 

Вторая половина 1920-х — первая половина 1930-х годов стали воистину периодом расцвета еврейской культуры Белоруссии. Еврейская культура Белоруссии дала миру таких известных художников, как Марк Шагал, Хаим Сутин, Иегуда Пэн, Соломон Юдовин, Меир Аксельрод. 

К концу 1930-х гг. в Беларуси проживало около 400 000 евреев. 

В 1939 году в БССР проживало 375 тыс. евреев. В сентябре 1939 года, после нападения Германии на Польшу, 17-09-39 начался Освободительный поход РККА, в результате произошло воссоединение БССР и Западной Беларуси. Численность еврейского населения возросла, по разным оценкам, до 800 000 — 1 000 000 человек. 

Накануне Великой Отечественной войны на территории Беларуси проживало около 1 млн евреев. 

Великая Отечественная война стала Катастрофой белорусского еврейства. В 1941-1945 годах здесь погибло 983 тыс. евреев, в том числе 85 тыс. иностранных евреев. На территории 207 населенных пунктов было создано более 300 гетто. Большая часть узников Минского, Полоцкого и других гетто и евреи стран Европы были уничтожены в Тростенецком лагере смерти. 

В тяжелых условиях гетто возникло антифашистское движение. Подпольные группы действовали в Минском, Слонимском, Барановичском, Бобруйском, Гродненском, Брестском и других гетто. Во многих гетто накануне подготовки фашистами массовых расстрелов происходили восстания. Большинство вырвавшихся на свободу узников приняли активное участие в партизанском движении. 

 В годы войны на территории БССР действовали  более 10 еврейских партизанских отрядов, в том числе партизанский отряд 106 под командованием Шолома Зорина, отряд братьев Бельских.   В рядах белорусских партизан в 1941 — 1944 годах сражалось около 12 тыс. евреев.

23 белорусских еврея стали Героями Советского Союза. Полными кавалерами ордена Славы стали два белорусских еврея. В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии и Военно-Морского Флота служило 62 генерала и 4 адмирала-еврея — уроженцев Беларуси. 

В ходе послевоенной антиеврейской кампании «борьбы с космополитами» в республике были закрыты все еврейские школы и культурные организации. В 1945-1946 годах волна антисемитизма прокатилась по многим населенным пунктам Белоруссии. Кроме заместителя председателя СНК Г. Б. Эйдинова. евреев на уровне высшего партийного и государственного руководства республики не осталось. После убийства в Минске в 1948 году выдающегося еврейского артиста С. М. Михоэлса, в БССР, как и по всей стране, началась антисемитская вакханалия. Евреев арестовывали только за то, что они изучали иврит и идиш, читали книги Шолом-Алейхема. 

В 1940-е — 1950-е гг. была практически прекращена деятельность религиозных общин. 

В 1960-е — 1970-е гг. Беларусь становится одним из центров «антисионистской пропаганды». Разгул государственного антисемитизма в 1970-х годах привел к тому, что в 12-томной «Беларускай Савецкай Энцыклапедыи» не было даже статьи «Евреи». В этом издании не нашлось места Марку Шагалу и Хаиму Сутину. 

Численность еврейского населения республики в послевоенный период сократилась:  в 1959 году в Белоруссии насчитывалось 150 тыс. евреев. По переписи 1979 года в БССР жили 135 тыс. евреев, а в 1989 году — 112 тыс. 

Главным фактором сокращения численности стали в 1970-е — 1990-е гг. миграционные процессы и ассимиляция. До 1989 г. эмиграция евреев из Советского Союза не носила массового характера. С 1979 г. по 1988 г. из БССР выехало 9 955 евреев. 

С 1970-х годов минские евреи стали проводить 9 Мая митинг «на Яме» у памятника погибшим в гетто, который был установлен в 1947 г. Этот памятник — первый в СССР, на котором сделана надпись на идиш: «Евреям — жертвам нацизма». В 1970-е гг. в городе началось движение за национальное достоинство и право на репатриацию: появились подпольные ульпаны по изучению иврита, истории и традиций. Особенно активно эта деятельность развернулась в середине 1980-х гг. 

Разрешение свободного выезда за границу в 1989 г. положило начало массовой алии в Израиль. Пик эмиграции в Израиль из Беларуси приходится на 1989 — 1991 гг. За три года туда выехало 62 389 человек. 

Первые еврейские организации в Беларуси возникают в конце 1980-х гг.
В 1988 г. создается Минское общество любителей еврейской культуры (МОЛЕК), а в 1991 г. официально регистрируется Белорусское объединение еврейских организаций и общин, вошедшее в состав Ваада СССР. 

В 1989 — 1994 годах число репатриировавшихся из Беларуси в Израиль составило 49 243 человека. За это же время еврейская эмиграция в Соединенные Штаты и другие страны составила 227 000 человек. 

Согласно данным переписи 1999 г., еврейское население в республике составляло 27810 человек, в то время когда только одна благотворительная организация «Хесед» обслуживает более 18 тысяч человек пенсионного возраста. Исходя из этого, даже с учетом возрастных диспропорций, характерных для современной демографической ситуации, по самым приблизительным подсчетам евреев в республике должно проживать не менее 50-60 тысяч. 

Больше всего евреев живет в столице Беларуси, Минске. Остальные действующие крупные общины находятся в Бресте, Витебске, Гомеле, Могилёве, Гродно, Бобруйске, Полоцке, Мозыре, Барановичах и Пинске.
Дипломатические отношения с Израилем были установлены в 1992 г. В 2003 — 2005 гг. израильское посольство в Минске было закрыто в рамках кампании по экономии израильских государственных бюджетных средств. В ответ Беларусь в январе 2004 г. де-факто снизила свой уровень представительства в Государстве Израиль, оставив во главе посольства временного поверенного. Конфликт был исчерпан в январе 2005 г., когда посольство Израиля возобновило свою работу в Минске, в июне 2005 г. открылся консульский отдел.
В Минске есть Иерусалимская улица. Кроме того, решением Минского городского Совета депутатов переулок Мебельный переименован в улицу имени одного из руководителей подполья в Минском гетто Михаила Гебелева с установкой мемориальной доски. Национальный банк Беларуси с 15 января 2008 года ввел в обращение памятные монеты «З. Азгур. 100 год», посвященные 100-летию со дня рождения белорусского скульптора, еврея по национальности Заира Азгура. В марте 2008 г. Национальное агентство по туризму Беларуси разработало экскурсию «Расстрелянные звезды. История Минского гетто». В сентябре 2005 г. в Бресте была торжественно открыта памятная доска в честь премьер-министра Израиля М. Бегина. С октября 2005 г. на хлебозаводе в Могилеве выпекается кошерный хлеб. Действует Лига межпарламентской дружбы «Беларусь — Израиль », возглавляемая депутатом Национального собрания Белоруссии О. Величко.
В Республике Беларусь в настоящее время нет Закона о реституции, который позволял бы возвращать собственность юридическим или физическим лицам. Единственная возможность существует для действующих, официально зарегистрированных религиозных общин — по решению местных властей им, как правопреемникам, в собственность могут быть переданы культовые здания, ранее принадлежавшие данным конфессиям.
Наиболее представительная из ныне действующих еврейских организаций в стране — Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин (СБЕООО), возглавляемый заслуженным архитектором Республики Беларусь, лауреатом Ленинской премии Леонидом Левиным. СБЕООО является членом Евроазиатского еврейского конгресса, активно сотрудничает с Всемирным еврейским конгрессом, Европейским еврейским конгрессом и другими международными еврейскими организациями.

Источник: http://beljews.org/articles129.html  (со многими изменениями)


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.