lazarudin

Category:

Разные направления иудаизма

Автор статьи рав  Йосеф Элиезер Фридлянд.

Источник :  https://www.facebook.com/FriedlandE/photos/a.794933324016697/1319548761555148/?type=3&theater

Привожу с изменениями.

В чем отличие между разными течениями в иудаизме и какое из них представляет оригинальный иудаизм?

Есть несколько основных течений. Каждое из них, включая реформизм, считает себя не просто легитимным, но и истинно представляющим оригинальный иудаизм. В то время, как представители остальных течений могут считать их вообще за гранью иудаизма. Сейчас попытаюсь схематично и без пропаганды описать все подходы.

Есть разные критерии классификации:

1.    По субэтническим традиционным группам: ашкеназы, сефарды, тайманим (йеменские), горские, грузинские, бухарские и так далее. Эти направления возникли не по своей воле и не имели идеологической базы. То есть, каждый не утверждает, что именно его путь лучше/правильнее. Разделение на сефардов и ашкеназов произошло, когда мир, в котором жили наши предки, был поделен на враждующие исламскую и христианскую "половины". Между исламскими и христианскими странами было сильно ограничено сообщение. Естественно, часто раввины, жившие по обе стороны «железного занавеса» принимали расходящиеся практические решения. Не только потому, что не имели возможности совещаться, но и потому, что, живя в различных мирах, сталкивались с разными проблемами. Поскольку принципиального разделения на лагеря не было, каждое из течений одобряет, приверженность евреев иного толка их устоям. Сефардские раввины рекомендуют ашкеназам слушать ашкеназских раввином и наоборот. Это разделение актуально только в традиционных практических вопросах. В современных вопросах, не относящихся к традиционным разногласиям двух школ, нет обязательного разделения, и сефардские раввины могут идти по мнению ашкеназских авторитетов, против мнения "марана" (главный сефардский авторитет), и наоборот.

2.    По отношению к устной и письменной Торе существует разделение на ортодоксальный иудаизм и неортодоксальные течения. Все течения признающие устную и письменную Тору во всей полноте называются ортодоксальными. Признающее во всей полноте только письменную Тору и отвергающее устную называется Караим (по русски караимы). Воспринимающее только этические заповеди из Торы и отбрасывающее ритуальные заповеди течение называется реформистским. И отколовшееся от него течение признающее весь свод заповедей руководством к жизни, но не обязательным к исполнению, называется консервативным.

3.    По лежащей в основе философской концепции отношения к мистике и Каббале в среде ортодоксального иудаизма можно выделить литовскую школу и хасидизм, некоторые ещё выделяют рационализм (иудаизм РаМБаМа без Каббалы и мистики). Хасидизм возник в восточной Европе в период ослабления еврейских общин после погромов Богдана Хмельницкого, появления ложного мессии Шабтая Цви и всплеска популярности кабалы. Хасидизм предполагает распространение тайного знания кабалы и формирование новой тоталитарной структуры правления общиной, во главе с ребе (наставник и духовный лидер). Тем не менее, благодаря историческим, социальным предпосылкам упомянутым выше он оказался своевременен и вероятно необходим.(автор статьи приверженец литовского направления — прим. лазарудин).  Не встречая серьезного сопротивления, а, главное, альтернативы хасидизм захватил почти всю восточную Европу, кроме Литвы. В Литве на тот момент была очень сильная и богатая еврейская община, с сильными духовными лидерами. Противостояние между хасидскими и литовскими лидерами, также реализовалось и в различных школах изучения и понимания Каббалы. При этом рационалистический иудаизм, полностью игнорирующий, или "механизирующий" Каббалу массовым течением не стал, и лишь немногие известные раввины относились к этому течению со времён РаМБаМа.

4.    По отношению ко всему новому в мире выделяются на общем фоне две крайние тенденции, между которыми плавно распределено всё современное ортодоксальное еврейство: харедим или ультраортодоксы, взявшие за основу идею Хатама Софера "Новое запрещено Торой", и ортодоксальный модернизм, взявший за основу идеи "Тора Ве Дерех Эрец" рава Шимшона Рафаэля Гирша и принцип "Тора и Наука" рава Дова Йосефа Соловейчика.

5.    По отношению к идеям сионизма и к современному государству Израиль имеются тоже две крайние концепции, между которыми плавно распределяется всё современное религиозное еврейство. С одной стороны есть религиозные сионисты, считающие сионизм неотъемлемой частью иудаизма, а создание Государства Израиль, началом Избавления еврейского народа, о котором писали пророки и мудрецы. Они читают hалель (молитва прославляющая Бога), благодарность Творцу в День Независимости Израиля. С противоположной стороны от них находится крайняя концепция, что сионизм —  это чуждый еврейской традиции национализм, а Государство Израиль —  творение Сатаны для искушения евреев, которое нужно как можно скорее уничтожить. Они сжигают Израильские флаги в День Независимости. И, как это обычно бывает, многие евреи находятся и в разных более нейтральных точках между этими двумя крайними концепциями.


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.