lazarudin

Categories:

Макс Нордау Выступление на Первом сионистском конгрессе. Базель. 29.08.1898.

Нашёл у   ben_aryeh

Оригинал здесь :   Макс Нордау Выступление на Первом сионистском конгрессе. Базель. 29.08.1898. -IV-

До эмансипации еврей был чужаком среди других народов, но не восставал против своей судьбы. Он чувствовал себя принадлежащим к особой расе, не имеющей ничего общего с другими жителями страны. Эмансипированный еврей неуверен в своих отношениях с окружением, боязлив, подозревает своих друзей в скрываемой антипатии. Он изнурен усилиями по подавлению, или во всяком случае трудностями по сокрытию, особенностей своего характера. Из опасения, что этот характер может быть расценен как еврейский. Он никогда не удовлетворен собой, своими мыслями и чувствами. Он беспричинно становится духовным калекой, и поэтому всегда нелеп и презираем окружающими. Большинство западноевропейских евреев сталкиваются с этим. Они уже не обладают Верой, необходимой чтобы переносить страдания. Они уже не верят в приход Мессии, который в один прекрасный день вернет им славу.

Многие пытаются спастись отходом от иудаизма. Но расистский антисемитизм не признает силу крещения, и такой способ спасения не выглядит перспективным. ( Разумеется, это мое личное мнение, относящееся к неверующим, которые входят в христианское общество с богохульной ложью. Я не говорю о меньшинстве истинно верующих). Они становятся новыми марранами, еще худшими чем прежние. У тех было нечто идейное – тайное желание правды или разбитое сердце будоражили совесть, они часто искали прощения за свое мученичество и очищения. Новые марраны покинули иудаизм с яростью и озлоблением. Но в глубине сердца, не признаваясь самим себе, они тащат груз собственной униженности и нечестности. Они ненавидят христианство, которое вынудило их лгать. Я с ужасом думаю о будущем новых этих новых марранов, которые не придерживаются никаких традиций и чьи души отравлены враждебностью к собственной странной крови и чье самоуважение разрушено осознанием глубокой лжи, лежащей в основе их решения.

Другой путь спасения часть евреев видит в сионизме, который для них является не исполнением мистического обещания об Избавлении, а способом обеспечить свое существование при минимальном уровне достойных условий жизни, что, разумеется, является желанием каждого еврея на обоих полушариях Земли. Эти условия – безопасность общественного существования в благожелательной среде, возможность применения способностей на собственное благо, вместо самоподавления и само-фальсификации.

Есть и такие, которые восставая против лжи новых марранов, но чувствуя себя слишком эмоционально связанными со страной проживания для принятия сионизма, бросаются в армию дичайшей революции, которая обещает разрушить весь существующий порядок и построить новый, в который ненависть к евреям не будет перенесена из-под развалин старого.

Таково положение народа Израиля в конце 19 века. Коротко его можно сформулировать так: большинство евреев – прОклятые нищие. Более трудолюбивые, более способные чем средние европейцы, не говоря уже об азиатах и африканцах, евреи приговорены к крайнему нищенству, поскольку им не позволяют использовать свои возможности. Это нищенство испортило характер и разрушило тело евреев. Страстно желая высшего образования, они отторгнуты от мест, где достижимо получение знаний – настоящие интеллектуальные танталовы муки наших не мистических времен. Они бьются головой о ледяной покров ненависти и презрения, сооруженный над их головами. Еврей, коллективист, в традиции которого считать наградой и подарком Б-га совместную трапезу трех человек и совместную молитву десятерых – он исключен из общества соотечественников и приговорен к трагической изоляции.

Говорят, что евреи пытаются всех обучать. Они просто стремятся самоутвердиться, поскольку им отказано в равенстве. Их обвиняют в некой всемирной еврейской солидарности. Наоборот, их несчастье в том, что услышав лишь одно слово об эмансипации, они пытаются выбросить из своих сердец всю еврейскую солидарность без остатка. Ошеломленные бурей антисемитских обвинений, они забыли, кто они на самом деле и часто представляют себя, действительно, физическими и духовными злодеями, как утверждают их враги. Нередко евреи считают, что надо учиться у врагов и излечиваться от своих чувств. Они, однако, забывают, что антисемитские обвинения беспочвенны. Эти обвинения основаны не на анализе действительных фактов, а на законе психологии, в соответствие с которым дети, дикари и злобные дураки приписывают ответственность за свои страдания тем, к кому испытывают антипатию.

К еврейскому бедствию никто не может оставаться безразличным – ни христиане, ни евреи. Великий грех позволить выродиться интеллектуально и физически народу, которому даже самые заклятые враги не отказывают в праве на существование. Это грех по отношению к этому народу, по отношению к цивилизации, которой он может быть полезен.
Еврейское бедствие взывает о помощи. Найти пути для оказания такой помощи – великая задача этого конгресса.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.