lazarudin

Category:

Трагедия «гиюра»

Предисловие

С начала 90-х годов Израиль принял сотни тысяч иммигрантов-неевреев. Иммиграция происходила в рамках репатриации советского еврейства. Благодаря «Закону о Возвращении» (в особенности поправке 4-а, принятой в 70-е годы) стало возможным чрезвычайное расширение въездных ограничений, вплоть до практически «открытых ворот» для всех, желающих приехать на ПМЖ. Вследствие этого израильская действительность изменилась коренным образом. Вместо государства с явно подчёркнутой самобытностью титульной нации (арабское меньшинство только способствовало ее сохранению), получилось многонациональное общество, стремящееся семимильными шагами к выработке нового типа – «нового израильтянина», лишенного национального облика, оторванного от каких-либо корней, почему-то говорящего на иврите и почему-то проживающего на Святой земле.

В целях удачной ассимиляции новоприбывших требуется позаботиться о благосклонном подходе к ним местного населения. Но тут возникает все тот же противодействующий фактор, которого так боится истеблишмент: население, ориентированное на еврейскую традицию. Согласно этой традиции строжайше запрещены межнациональные браки. А без участия в таких браках доброй половины населения, вряд ли удастся произвести на свет желаемый гибрид. Палочкой-выручалочкой бело-голубых « селекционеров » оказался взятый из еврейской же традиции процесс «гиюра». Действительно, с помощью несложной церемонии можно превратить представителей других наций в евреев, подходящих в качестве женихов и невест для широкой израильской публики, да все это еще и с высочайшего благословения раввинов и в их же исполнении.

       Казалось бы, выход найден. Из бюджета страны были ассигнованы миллионы шекелей на великую миссию «гиюра». Были открыты свыше сотни центров изучения иудаизма для кандидатов в прозелиты. Увидели свет десятки брошюр и листовок, агитирующих стать евреем. Читатели газеты «Вести» в течение месяца могли наслаждаться одной из таких брошюр, в качестве приложения к газете. В интернете появились несколько сайтов, изобилующих лозунгами: «народ начинается с тебя!» или «еврейский народ – народ геров» и т. д. Были основаны специальные раввинские суды по вопросам «гиюра». Армейский раввинат подхватил эстафету и предложил укороченный курс подготовки, включающий в себя экскурсии и всевозможные «празднования суббот», причем еще и за счет срочной службы (настолько заманчиво, что многие евреи записались и «пропраздновали» курс).

       Кампания набрала обороты и вышла на новый уровень с переводом «управления по гиюру» под эгиду канцелярии премьер-министра (как следствие расформирования министерства религий). Теперь премьер-министр лично курирует работы по агитации и проведению «гиюра». На заседаниях «управления по гиюру» начальство требует результатов в числах и процентах. Нерезультативные курсы закрываются. Раввины постоянно обвиняются в нерасторопности и непонимании важности происходящего. Тасуются кадры и  изобретаются новые методы пропаганды.

       К сожалению высокого начальства, на данном этапе результаты поточного «гиюра» неудовлетворительны. Оказалось, что новоприбывшие неевреи имеют национальное чувство. Оказалось, что не предвидится очередей за переменой вероисповедания. Оказалось, что большинство иммигрантов не готово плюнуть в лицо собственной матери во имя выживания и сохранения власти в руках коррумпированной верхушки.

       В следующих главах предпринята попытка всестороннего анализа проблемы израильского «гиюра». Израильские граждане нееврейского происхождения имеют право знать правду о рекламируемом прозелитизме и его последствиях для каждого в личном и общественном плане.

Социальный вопрос

Желание ассимилироваться и преуспеть в Израиле является одним из важнейших факторов, заставляющих молодых парней и девушек задуматься о прохождении «гиюра». Старшее поколение, как правило, «гиюром» не интересуется вообще. Возникают два вопроса: действительно ли удачная интеграция в израильское общество невозможна для иммигрантов-неевреев, и если так, то помогает ли «гиюр» в этом процессе?

       Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разделить современное израильское общество на две большие группы: первая — это нерелигиозные, либерально настроенные, «прозападные» израильтяне; вторая – религиозные евреи европейского происхождения, религиозные или соблюдающие традиции выходцы из арабских стран, для которых еврейская вера представляет высокую, непреложную ценность.

       В дальнейшем изложении показано, что для ассимиляции в первой группе «гиюр» не нужен, а для ассимиляции во второй – «гиюр» не поможет.

       Молодой, нерелигиозный израильтянин представляет жалкую картину в плане еврейского национального самосознания. Для самых идейных сионизм затмил практически полностью многовековое прошлое. Газета «Едиот Ахронот» в честь 50-летия основания Израиля напечатала занимательный филологический обзор вышедших из употребления ивритских слов. Одно из них – слово «гой». Молодое поколение зачастую путает понятия национальности и гражданства, считая себя лишь «израильтянами», и не понимает общности с евреями других стран. Исходя из этой точки зрения, представители других народов являются чужими лишь потому, что проживают в других странах. 

Приехав в Израиль, иммигранты какое-то время именуются по названию стран исхода, потом же становятся абсолютно своими (если яркое внешнее отличие не препятствует, как в случае с выходцами из Африки). Это мировоззрение ясно подчёркивается, когда нееврейский иммигрант, отслуживший в армии, называется СМИ «бóльшим евреем», чем ешиботник из Бней-Брака, не могущий похвастаться военными заслугами. Это не только примат сионизма над национализмом, это уже невежество в национальном вопросе вообще. Таким образом, путь к сердцу либерального молодого израильтянина открыт. По факту проживания в одной стране, разговора на одном языке, работы по соседству достигается предостаточное «единение душ». В религиозных же вопросах наш незадачливый «цабар» разбирается слабо, и «гиюр» ему кажется пустой уловкой и фальсификацией, которой он и является на самом деле. Итак, для интеграции с представителями подавляющего большинства первой группы «гиюр» не нужен.

       Представитель второй группы – еврей, ориентированный на еврейскую традицию. Эта традиция сохранила уникальную национальную самобытность евреев в течение многих веков проживания среди других народов. Эта традиция обладает сложным и эффективным механизмом национального иммунитета, проверенным временем и бесконечными испытаниями. Эта традиция заложена глубоко в генах, намного глубже, чем жалкие попытки израильского правительства добраться до нее, даже заручась поддержкой группки казенных раввинов. Представитель второй группы с детства слышал, что люди других национальностей могут быть добрыми соседями, надежными деловыми партнерами, но никогда не братьями и не сестрами. Нееврейская девушка не рассматривается как возможная невеста, и никакое «великое и сильное чувство» этого не исправит. Поточный «гиюр» невозможен. 

Настоящий «гиюр» всегда связан с уникальной, яркой и необычной судьбой особенной души, осознавшей «ошибочность» рождения неевреем. В глазах еврея, выросшего в лоне еврейской традиции, сам факт принятия «гиюра» тысячами уже обесценил каждый из этих случаев. Более пространно религиозный вопрос рассматривается ниже. Здесь же стоит отметить, что религиозный еврей знает, что, приведя на знакомство с родителями девушку другой национальности, он не вводит её в семью, а выводит из семьи себя. Прозелитка ли она или нет, но этот сын никогда уже не будет мил, как его братья, продолжающие путь предков. Зачастую несчастные мамы пытаются скрыть от родственников и знакомых происхождение новоиспеченной невестки, и это несмотря на штампик раввинского суда, красующийся на «удостоверении гиюра». Недалекий жених только поначалу пытается увещевать родителей, но при малейших неурядицах совместной жизни сам же и становится на их точку зрения. Итак, для слияния с представителями второй группы «гиюр» не помогает.

       Оставив семейные вопросы, стоит спросить, может быть, в других социальных областях существует дискриминация неевреев, от которой и призван избавить прозелитизм. В соответствии с израильским законодательством нет места подобной дискриминации. Израильские законотворцы во всеуслышание трубят о равенстве и неразделении по национальному, религиозному и половому признаку. Надо сказать, в этом они действительно преуспели. Другое дело – фактическое применение этих законов. Здесь не стоит углубляться в вопрос, существует ли на самом деле бытовая дискриминация нееврейских иммигрантов. Нужно лишь отметить, что реакцией гордого, «свободнорождённого» представителя дискриминируемой группы будет борьба с этой дискриминацией или нахождение более приемлемого места жительства. 

Путь же «гиюра» – собственное переоформление и запись в ряды дискриминирующих – безусловно является наиболее позорным и бесчестным выходом из положения. Нетрудно вспомнить действительную дискриминацию евреев в Российской империи, а потом в Советском Союзе. Тысячи крестились или записывались неевреями в советском паспорте. Какие чувства вызывали эти люди в глазах представителей титульной нации? Как относились к ним другие евреи? Судьба резко повернулась, и в последнее время многие из «устроившихся» там, рвут глотки, доказывая израильским чиновникам и раввинам, что являются на самом деле евреями. Умные люди учатся на чужих ошибках. Худшее наказание для приспособленца – собственная лживость и бесчестие.

Религиозный вопрос

В этой главе проводится обзор еврейских религиозных первоисточников, относящихся к теме «гиюра».

       По материалам и цитатам, приводимым агитаторами «гиюра» в многочисленных брошюрах и на сайтах в интернете, может сложится впечатление, что евреи всячески заинтересованы в вербовке кадров и привлечении новых единоверцев. Лживость и фальсификация этой пропаганды выявляется самой еврейской историей. Истинными герами становились единицы. Еврейская сторона никогда никого не привлекала, и путь этих немногих в ряды евреев скорее проходил вопреки еврейским пожеланиям и усилиям. При изучении биографий выдающихся геров, возникает твердое убеждение, что решение стать евреями было иррациональным и внешне даже вредным для их судьбы. 

Так, граф Потоцкий теряет всё, решившись на гиюр. Апогеем лишений и бедствий этого человека становится насильственная смерть за принадлежность к еврейскому народу. Важно подчеркнуть, что он не послушался совета раввинов бежать, скрываться и остаться в живых. Не только гиюр, но и жизнь, полная горя, и сама смерть графа Потоцкого шли наперекор мнению окружающих — и евреев, и неевреев. Это сверхъестественное веление исключительной души.

       Евреи никого не приглашают; совсем наоборот, иудаизм ставит четкие ограничения и вырабатывает некий «иммунитет» против внешних вторжений. Ниже приведены цитаты, иллюстрирующие эту закономерность.

Моисей Маймонид, средневековый корифей еврейского законотворчества, пишет в книге «Второзаконие» (законы запрещенных половых связей, гл. 13): «Верное исполнение этой заповеди таково – при обращении нееврея с просьбой пройти гиюр надлежит проверить, не во имя денежной  ли выгоды, либо во имя престижного положения, либо из-за страха, обращается данный кандидат к принятию еврейской веры. Если идёт речь о мужчине, следует выяснить, не претендуя ли на руку еврейской женщины, делает он этот шаг. А если это женщина, не вследствие ли влюблённости в еврейского юношу предстаёт она перед судом. Если не был найден подобный повод, движущий претендентом, следует отговорить его от затеи гиюра, сообщив ему трудности и неудобства, сопряжённые с исполнением заповедей Торы для простолюдина. В случае упрямого намерения пройти гиюр, не поддающегося изменению с помощью уговоров, и при условии, что суд удостоверился, что любовь ко Всевышнему является единственным фактором инициативы гиюра – надлежит принять гера, как сказано: « и увидев, что усердствует (Рут) в желании следовать за ней (Наоми), перестала увещевать её…».

       «…И по этой причине не рассматривал еврейский суд просьбы о гиюре в дни правления Давида и Соломона. В дни Давида – из-за опасения, что страх движет претендентами. В дни Соломона – из-за опасения, что расцвет государственности, благополучие и величие, присущие евреям в ту эпоху, привели к мыслям о гиюре. Ведь представитель других наций, приближающийся к еврейству из-за суетных обстоятельств этого мира, никоим образом не является истинным гером. Тем не менее, и в течение этой эпохи многочисленные неевреи принимались в качестве «геров», импровизированными судами, состоящими из профанов. А Великий Суд относился к этим «герам» с настороженностью. С одной стороны их не объявляли неевреями, поскольку внешняя часть процедуры, как окунание в микву, была соблюдена. С другой стороны, их и не приближали, объявив евреями, пока в течение времени не откроются их истинные намерения…»

       «…И поэтому говорили Мудрецы, что великой тяжестью являются геры для еврейского народа, как заболевание проказой. Ведь большая часть их приходит принимать гиюр по меркантильным соображениям и вводит евреев в заблуждение. И доказательство этому – события странствования евреев по пустыне: грех золотого тельца, роптание «могил вожделения» и прочие испытания Всевышнего. Во всех этих эпизодах представители этой примеси  «геров» являлись инициаторами…».

       Источник слов Маймонида находится в Вавилонском Талмуде (трактат Евамот, ст. 47): «Cказал Рабби Хельбо: великой тяжестью являются «геры» для еврейского народа, как заболевание проказой, как сказано: «и присоединились геры к ним, и прилепились к народу Израиля».

       Рассмотрим эту цитату с точки зрения различных средневековых комментаторов. Рабби Шломо Ицхаки объясняет: «прилепились» напоминает по-еврейски слово «проказа», т. е. «геры» держатся привычного образа жизни, и евреи учатся их поведению, а иногда и полагаются на них в вопросах еврейского законодательства».

       Сборник комментариев Тосафот говорит: «неофиты не разбираются в деталях исполнения заповедей, а евреи учатся их поведению; и ещё можно объяснить, что в тяжесть геры Израилю, так как их примесь в еврейских семьях мешает «божественному присутствию» среди еврейского народа, которое зависит от безупречной генеалогии; и другой комментарий: евреям строго запрещено притеснять пришельцев, и поскольку очень тяжело соблюдать этот запрет, само присутствие геров нежелательно».

       В завершении следует упомянуть об отношении еврейского законодательства к смешанным бракам вообще. Совместное проживание еврея с нееврейкой и в равной степени еврейки с неевреем является постоянным нарушением строжайшего запрета, выраженного в Торе словами: «не сочетайся браком с ними (окружающими народами)», «дочь свою не отдавай их сыну, и дочь их не бери для сына своего». Степень строгости нарушаемого запрета ни в коей мере не зависит от того факта, что ребёнок от брака еврейки с неевреем считается евреем по закону. Его мать постоянно нарушает запрет нахождения в браке с неевреем.

       Возникает справедливый вопрос: неужели маститые раввины не знают всего вышесказанного, неужели работники «специализированных судов по «гиюру» недостаточно образованы в еврейском религиозном праве? Безусловно нет. Эти господа отлично умеют читать мелкие буквы громадных фолиантов. Проблема состоит в неимоверном давлении, испытываемом ими со стороны государственных органов. Верхушка казённого раввината подчинена непосредственно канцелярии премьер-министра. Сам главный раввин Израиля признался на съезде раввинов по вопросам «гиюра», что получил дело «гиюра» от предшественника уже в качестве мощной, раскрученной кампании, и предпочёл попытаться «исправить положение изнутри, а не открыто противиться снаружи». 

Действительно, главный раввин за несколько лет своей работы уволил несколько слишком рьяных «гиюрщиков» и заметно ужесточил внутренний «устав прохождения «гиюра» в раввинских судах. А в отношении непосредственных участников «гиюрных» судов ситуация ещё яснее. Это просто их заработок, которого хватает не только на кусок чёрствого хлеба. Тора говорит об этом: «золото ослепляет мудрецов и извращает слова праведных». Тем более справедлив этот стих, когда идёт речь не о великих мудрецах, а о наших простых современниках, озабоченных поисками пропитания.

       И все-таки раввины не безмолвствуют. Недавно прошёл трёхдневный раввинский съезд по вопросам «оптовых гиюров» в Иерусалиме. Собрались в основном раввины, отвечающие за регистрацию браков. Более шестидесяти ораторов практически единодушно выразили протест и принципиальное несогласие с государственной «гиюрной» махиной. Участники постановили, что раввин, регистрирующий брак, не обязан слепо принимать обладателя «гиюрного» сертификата за еврея, не обязан автоматически регистрировать пару, в которой одна из сторон недавно кое-как «отстрелялась» от «гиюра». Он вправе честно и объективно заново оценить искренность намерений и серьёзность в деле исполнения заповедей новоиспечённого «гера». При неблагоприятном результате еврейского религиозного брака просто не будет.

       Уже приведённых выше цитат достаточно, чтобы понять, насколько еврейству чужд дух миссионерства и важно сохранение самобытности. Единственной заинтересованной стороной современного «гиюра» является израильское правительство, крайне невежественное в религиозном и национальном вопросе. К сожалению, жертвами этого невежества становятся молодые парни и девушки, не осознающие трагичность своего положения. Порвав со своими корнями, отказавшись от пути предков, они остаются у разбитого корыта. Не почувствовав себя евреями, и интуитивно ощущая, что и еврейская сторона их не приняла, рождаются на свет «люди без нации», болезненно реагирующие и на оставленный родной берег, и на неудачно приобретенный новый.

Национальный вопрос

Советская пропаганда серьезно работала над «интернационализацией» граждан. Точнее, над «денационализацией». Однако, несмотря на 70 лет уговоров и запугивания, ссылок и расстрелов, репрессий и гонений, выяснилось, что все народы и этнические группы Советского Союза (а их около сотни) сохранили национальное чувство, а, может быть, и укрепили в борьбе с тиранией.

Незаживающая рана Чечни, добившиеся независимости республики, входившие ещё в состав Российской империи, доказывают метафизическую обособленность наций и невозможность стирания межнациональных границ. Ярким примером вышесказанного является  расцвет русского национального движения, которое поражает своими масштабами, и заставляет независимых наблюдателей признать, что душа нации сильнее ее телесных недугов и страданий.

       Обобщив советский эксперимент и охватив взглядом мировую историю, нетрудно найти сотни примеров непоколебимости национальных рамок и «живучести» народов. Можно сказать, что, если бы не эти разграничения, человечество давно превратилось бы в единую смесь, безликую и серую. Наверно, у Всевышнего другие планы.

       Обращаясь к истории еврейской нации, к вышеприведенным соображениям и первоисточникам, иллюстрирующим чрезвычайный иммунитет и стойкость ее представителей, стоит добавить, что двухтысячелетнее изгнание, отсутствие национального дома, ненависть окружающих, соблазн ассимиляции там, где это становилось возможным, выявляют действительно потрясающее мужество и непреклонность евреев в борьбе за самосохранение. Действительно, на дистанции тысячелетий многомиллионные пласты оставили этот народ и предпочли чужую вотчину. Это естественно и неинтересно. Так сказать, устроили свои жизни.  Однако настоящий интерес представляют те, кто и сегодня называются евреями. И хотя еврейский народ насчитывает лишь полтора десятка миллионов, самим фактом своего существования и сохранения своей самобытности он доказывает Божественное происхождение национальных границ вообще и этой национальной границы в частности. Известны слова Николая Бердяева о том, что еврейская нация, самим своим существованием и историей являет сильный контраргумент против материализма.

       Итак, национальная принадлежность – важнейшая составляющая самоидентификации личности. Молодые люди и девушки могут пренебречь этой стороной во имя кажущейся выгоды, социальной, экономической, матримониальной. При рассмотрении их частной жизни этот шаг зачастую выглядит оправдано. Однако, взглянув на национальных дезертиров в перспективе истории народов, видится совершенно иная картина. Эти люди убивают национальность в себе. Они создают семьи, лишённые национальной идентификации, рождают детей и внуков «без кола, без двора». Но разделение человечества на нации не исчезнет. Лишь пополняется новыми кадрами отдельная нация, нация смеси и неопределённости. Отговорки с упоминанием великой любви, безысходности и т. д. звучат смешно. Неужели у десятков и сотен поколений предков таких соображений и соблазнов не было? Да и аргумент «это моё личное дело», по сути, не выдерживает критики. Пассажир большого корабля, сверлящий отверстие в собственной каюте, тоже может заявить: «это моё личное дело». Нельзя забывать, что пробоина в своей каюте потопит весь лайнер. Нельзя забывать, что интернациональный брак отрежет генеалогическую ветвь от целого народа, и сотни покойных предков этого не простят.

Заключение

Что же можно посоветовать многотысячной армии нееврейской молодежи на территории государства Израиль? Ответ напрашивается сам собой. Необходимо обустроить самобытную, достойную жизнь  национальных меньшиств в этой стране. При уважительном отношении к титульной нации необходимо обеспечить и реализовать права других национальностей.

Израиль не имеет опыта и навыков мудрого отношения к нацменьшинствам, которыми обладают державы с длинной историей и богатым имперским прошлым. И это – историческая функция нееврейской молодежи Израиля: добиться адекватного отношения государства к себе. Должны работать русские школы, национальные спортклубы, органы печати, отражающие чаяния меньшинств. Само собой разумеется, необходимы все условия для отправления религиозного культа неевреев. Нееврейский ребенок обязан иметь возможность узнать о героях и великих людях своего народа, о вехах истории своей нации, а не только об истории сионизма и подвиге Трумпельдора. Гордое и открытое знакомство со своей религией предотвратит неловкие, смущенные отговорки родителей, почему у всех бар-мицва, а у их сына «не совсем».

       Окончательная цель – обеспечить такую жизнь неевреев в этой стране, чтобы вопрос о поточном «гиюре» умер естественной смертью, и воспоминания о нем хранились в учебниках истории, как пример забавного казуса, иллюстрирующего наивность и глупость молодой государственности.

 Эти идеи уже не являются только теоретическими. Благодаря энтузиазму группы активистов, открыт и официально зарегистрирован «Русский информационно-культурный центр в государстве Израиль». Его деятельность пока заключается в налаживании общественных контактов в Израиле и за его пределами и  ведении богатого, разработанного интернет-сайта. Проекты центра многочисленны, и необходимость их реализации зовет и воодушевляет авторов. К сожалению, к этой организации израильский истеблишмент и СМИ постоянно проявляют преступное равнодушие в виде замалчиваний, отписок и отказов. А ведь именно такой центр может предоставить широчайшие возможности для применения талантов русской молодежи, прозябающей на окраине израильской общественной жизни или населяющей курсы по «гиюру».

       Положение, безусловно, наладится. Русское меньшинство наряду с другими меньшинствами добьется своих прав, разовьет сеть общественных учреждений для своих нужд и будет вести достойную и законную жизнь на этой земле. Вопрос только в сроках и темпах этих изменений. И еще неимоверно жалко тех, кто вырастет, не дождавшись результатов этого процесса. Вызывают горькое сожаление судьбы тысяч молодых парней и девушек, ставших разменной монетой в ненасытной машине государственного «обкошеривания». Их национальные чувства, связь с предками и родной землей навек раздавлены и уничтожены в жерновах чудовища под названием «гиюр».

http://giyur.info/news/content/view/27/29/

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.