lazarudin

Тризуб з івритом

Що розповів українсько-єврейський документ 1919 року

О чём поведал украинско-еврейский документ 1919 года

Шимон Бриман

Крайне мало осталось документов, которые иллюстрируют короткий период сосуществования молодого украинского государства и независимых еврейских общин в 1917-1920 годах. Военные действия, погромы, перемещение миллионов людей не помогали сохранению бумаг.

Но один такой документ я смог купить в июне 2020 года на аукционе в Израиле. Это было удостоверение Ханы Шломовны Кацман в том, что она является помощницей делопроизводителя Еврейской Общественной Управы города Каменец-Подольский.

Меня заинтересовала упомянутая Хана Кацман, которая была неизвестным историческим персонажем. Ещё интереснее было оформление самого документа от 28 октября 1919 года.

Во-первых, этот документ еврейской общины написан на украинском языке, что вполне логично: город Каменец-Подольский был в ту эпоху не только центром Подольской губернии, но и временной столицей Украинской Народной Республики.

Во-вторых, печать еврейской общины имеет в центре трезубец с надписью УНР и двойным текстом на украинском языке и иврите.

В-третьих, сам ивритский текст – рядом с трезубцем и в левом углу документа, говорит о том, что еврейской общиной в то время руководили сионисты.

Еврейский текст буквально переводится так: «Исполнительный комитет ивритской общины Каменец-Подольска». Использование слова «иврит» вместо «йеhудит» и сознательное неиспользование идиша было характерным признаком именно сионистов – сторонников еврейского национального возрождения на Земле Израиля.

В каком историческом контексте был создан этот документ?

В то время еврейское население города – это примерно 23 тысячи человек (47 процентов жителей). Третьего июня 1919 года Третья дивизия армии УНР штурмом овладела Каменец-Подольским. Уже 6-го июня из Киева и Винницы в Каменец перемещается Директория и правительство УНР, и город на пять месяцев становится столицей Украинской Народной Республики.

Еврейская электрическая типография Тухбиндера – крупнейшая и наиболее современная в городе, становится главной для публикаций брошюр, прокламаций и приказов правительства УНР Симона Петлюры.

17 июля Петлюра принял делегацию еврейской общины Каменец-Подольска, которая требовала прекращения погромов и принятия решительных мер для борьбы с ними. Еврейские представители заявили, что только при полном прекращении погромов евреи готовы поддержать правительство Директории.

На волне успехов украинских войск 30 июля 1919 года в городе состоялось совещание руководителей УНР, ЗУНР и делегаций западных союзников из Великобритании, Франции и США. Главный атаман Симон Петлюра требовал военной и технической помощи от стран Антанты для вооружения украинской армии и свержения большевиков в Украине.

Видно, «столичный» статус Каменца-Подольского и желание власти УНР выглядеть хорошо в глазах западных союзников способствовали поддержанию порядка в городе.

Имело место антиеврейское насилие в этом городе? На этот вопрос есть две противоположные точки зрения:

«Краткая Еврейская Энциклопедия» (Израиль), опираясь на книгу Ильи (Элиаса) Чериковера (1881-1943) о погромах в Украине, сообщает, что трехдневные бои за город в июне 1919 года сопровождались погромами, в ходе которых были убиты 52 еврея в Каменце и 78 евреев в его пригороде Китайгороде. «Всего в результате погромов в 1919 в Каменец-Подольском погибло около 200 евреев, а в 1921 году 16 евреев были расстреляны красноармейцами», – указывает эта энциклопедия.

С Чериковером категорически не согласен Александр Удовиченко – генерал-хорунжий армии УНР и будущий вице-президент УНР в эмиграции. Удовиченко командовал украинскими войсками во время взятия города. В своих мемуарах, не лишенных антисемитских стереотипов, он так описывает встречу армии с делегациями жителей города 3-4 июня 1919 года:

«К представителям «жидівських мешканців» — еврейских жителей Каменца я обратился отдельно. Смысл моего обращения к ним был такой:

— Еврейское население является гражданами Украинской Народной Республіки, но оно оказало наибольшее сопротивление национальным стремлениям украинского народа. События в Каменце-Подольском являются яркой досадною иллюстрацией такого их поведения. Украинские власти не допустят беспорядков и погромов, но со своей стороны я прошу немедленно открыть запертые лавки и помочь нам достать ЗА НАЛИЧНЫЕ все то, что сейчас сильнее всего не хватает воину: белье, обувь, одежду, мыло, табак и т.и. В ваших потайных подземных склепах этого добра хватит на целую армию. Это все, о чем я вас прошу.

В ответ иудейский раввин пообещал, что все это выполнится и отметил, что еврейское население верит в то, что украинская власть сдержит в городе порядка. «Что же касается нашей молодежи», – добавил раввин, – «то мы не можем за нее отвечать, потому что она вас не слушает».

Этот разговор, проводившийся прилюдно, оказал на казаков успокаивающее влияние. После того, как раввин кончил свою короткую публичную речь, он обратился ко мне и шепотом сказал: «Жиды могут добровольно собрать деньги, как контрибуцию, в сумме 5 000 000 рублей, только чтобы в городе был покой». Само собой, такая еврейская «тактика» возмутила нас и предложение «добровольной контрибуции» с места отвергнуто.

Из сказанного видно, что нами приняты все возможные меры, чтобы жидовское население не потерпело от мести за свои грехи против украинцев. 4-го июня никаких анти-жидовских публичных мятежей не было и поэтому все жидовские лавки были открыты. Все же это не помешало жидовскому журналисту, Чериковеру, обвинять меня и мой командный состав в погроме в Каменец Подольском. За все время существования украинской власти, в Каменце никакого погрома не было».

Вряд ли можно говорить об идеальном характере украинско-еврейских отношений в этом городе. Тот же Чериковер приводит в своей книге историю молодого еврея по фамилии Хомский – участника еврейской самообороны Каменец-Подольска.

Летом 1919 года Хомского арестовали и устроили инсценированное судебный процесс. Парня обвинили в участии в бою с частью регулярной украинской армии и приговорили к смертной казни, как большевика и руководителя борьбы против украинской армии. Четыре месяца Хомский находился в тюрьме между жизнью и смертью. Кстати, именно в той тюрьме Хомский встретил атамана Семесенко, который устроил кровавый еврейский погром в феврале 1919 года в Проскурове (ныне Хмельницкий). После приговора Семесенко не расстреляли, но наоборот выпустили из тюрьмы.

Видимо, нужны дополнительные архивные документы, чтобы разобраться, чья же версия об антиеврейском насилии в городе более правдива-Чериковера или Удовиченко.

Но точно известен факт: в конце октября 1919 года, когда был составлен документ для Ханы Кацман, армии УНР и ЗУНР терпели военные поражения и были истощены эпидемией тифа. Вскоре в город вошла польская армия, а потом началась польско-советская война 1920 года с новыми кровопролитиями.

Мне не удалось найти в Израиле никаких упоминаний об этой Хану Кацман. Может это была простая девушка-сионистка, которая после работы на низовом посту в еврейской общине Каменца сумела приехать в 1920-е годы и участвовать в строительстве будущего Израиля. Девушка не оставила заметного следа в истории, и в наше время ее внуки или правнуки выставили «ненужный» им документ для продажи на аукционе.

Если когда-нибудь в Киеве будет создан Музей истории евреев Украины, я с радостью передам в его экспозицию этот документ, который зафиксировал партнерство украинского языка и иврита, независимой Украинской республики и еврейского национального движения в драматические месяцы 1919 года.

Текст и фото — Шимон Бриман (Израиль). Источник — Тризуб з івритом

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.