lazarudin

Categories:

Ислам и рабство

Рабы ли мы или священнослужители — выбор за нами. 

(Увидел очень интересную статью Елены Клевцовой. Она преподаёт арабский язык и живёт в Египте. Ранее рекомендовал её курс арабского языка Arablegko.  прим.лазарудин)

ИСЛАМ И РАБСТВО   

Эпиграф:  Если ты принимаешь язык противника, ты начинаешь играть по его правилам.   

     Размышляю над таким словосочетанием: «Верный раб»… Причём размышляю уже не первый год. Что-то меня в этом словосочетании смущает как лингвиста… И вот наконец собралась поделиться с вами, дорогие друзья, некоторыми плодами размышлений.

     Раб никак не может быть верным. По определению. Он не принадлежит себе. Он вещь господина. От него требуется не верность, а животное послушание. И как ишака гонят кнутом, так раба принуждают силой.  Далее меня просто так и подмывает копнуть в историю «рабства» на Руси, но не буду. Не моя тематика. Поговорим об арабах и Аравии.

     Было ли в древней Аравии рабство? … Хороший вопрос. Насколько мне известно, рабовладельческого строя в древней Аравии не было. Там был общинно-родовой строй с элементами отношений, похожих на вассальные. Безусловно, в этом строе было строгое господство и подчинение. Как и в любом, абсолютно любом строе не только среди людей, но и среди животных.

     Рабство же как понятие является определением рабовладельческого строя. Рабство, это когда человек перестаёт быть физически неприкосновенным, его тело принадлежит господину, он превращается в вещь. И это превращение осуществляется насильно. Тут обязателен факт наличия принуждения и насилия, потому что если человек сам, самостоятельно соглашается отдать своё тело по каким-то соображениям другим людям, то он уже не является рабом.

     Приведу простой пример. Солдат в армии абсолютно не принадлежит себе. Он даже поспать не может в «индивидуальном» режиме. Его тело тоже ему не принадлежит. По всем определениям рабства он является классическим примером раба. Но! Он не раб. Он служитель. Он на службе Отечества. Если мы возьмём и привьём солдатам мысль о том, что они рабы, что будет? Армия станет очень слабой. Даже если у неё будет самое совершенное вооружение в мире и она пройдёт лучшие тренинги! В первой же сложной ситуации «рабы» либо взбунтуются, либо разбегутся.

     Однако солдат знает и уверен внутри, что он не раб, а служитель. И даже если он совсем не идейный человек, всё равно он чувствует гордость, когда одевает свою военную форму. Каждый мужчина, побывавший в армии, гордится этим, вне зависимости, какой у него был личный опыт и травмы. Никто никогда в жизни не скажет: я стыжусь, что был в армии. Однако, нормальный человек, если бы ему довелось побывать в рабстве, не стал бы с гордостью показывать свои фотографии того периода знакомым.

     Толкователи Корана возможно возразят и скажут, что «раб Аллаха» —  это на самом деле человек, который как раз и обладает истинной свободой и не принадлежит ничему и никому на земле и так далее. Замечательно! Но зачем тогда называть его «рабом»???? Он ведь не по принуждению извне служит Аллаху, а по собственной Свободной воле! Определение раба же как раз в том и состоит, что у него отняли свободную волю. Ни один нормальный человек, будучи в трезвом уме и памяти, не захочет сам себя отдать в рабство.

     Поэтому эта, казалось бы, безобидная подмена понятий кажется мне просто удручающей. Зачем так путать людей? Неужели нельзя подобрать нормальное слово для такого важного понятия как Служитель?? К чему это искажение? Уверена, это не могло быть случайностью и сделано намеренно. 

     Смотрим в историю …  

     И видим интересные вещи. Время арабского исламского халифата было временем суровым, но справедливым. И многие народы вступали в халифат не по принуждению, а по доброй воле. Да, одним из важных привлекательных факторов халифата была бонусная налоговая система. Но извините, не единственным. Я считаю, что вторым сплачивающим фактором исламской системы, если не Первым, была как раз идея свободы, уважения, равенства возможностей (анти-кастовость) и, как не банально звучит, братства. Ведь все мусульмане — братья и сёстры. Плюс там ещё была очень явная идея «религиозной терпимости», и вообще всяческой терпимости к меньшинствам, как принято сейчас говорить. То есть исламская идея в древнем мире была самой демократичной! Демократичнее, наверное, за всю историю был только социализм, да и то это вопрос спорный, поскольку подобными сравнительными анализами никто никогда не занимался. Не было запроса.

     Именно эта идея Свободы, Равенства и Братства создала прочный фундамент для феномена «исламского чуда», тоже толком никем не описанного.  Однако позже, как и в годы советского «застолья», пошло внутреннее идейное и моральное разложение халифата, что впоследствии создало благоприятную почву для западных колонизаторов эпохи раннего капитализма.

     В один прекрасный день арабский мир и даже шире — мусульманский мир — проснулся в новом будущем и обнаружил себя уже не гордым блистательным миром сказочного Востока, а жалкой кучкой колоний, придатком Британской и прочих империй.

    И что же вы думаете? Колонизаторы, положив свою жирную руку на карту арабского мира, совсем даже не озаботились изучением менталитета колонизированных народов?? Как бы не так. Ведь одними штыками и пушками такие огромные территории в рабстве не удержать. А это было как раз именно то самое Рабство. Рабовладение. Захват и варварское выжимание соков их подвластных территорий. Если халифат в своё время, вступая на новые земли, не соки из людей выжимал, а заботился об их коллективном развитии, то западный мир как раз наоборот ставил перед собой задачу превратить подвластные народы и земли в сырьевой придаток собственного обогащения ради обогащения.

     И что придумали западные идеологи? Им было необходимо ослабить колонизированные народы морально, уничтожив в них дух единства и сопротивления. И как это можно было сделать? Переписать Коран было невозможно никаким образом, поскольку тысячи и тысячи людей хранили его не на бумаге, а в своей голове и сердце. Это так называемые «хафизы», люди, знающие Коран наизусть. Поэтому устроить аутодафе из книг и потом переписать новые «отредактированные» экземпляры было просто невозможно.

     Тогда колонизаторы и их верные придворные идеологи придумали хитрый ход. Они решили подменить понятия, и сделать это не собственными руками, а руками уважаемых среди мусульман людей. Так некоторые толкователи Корана, сами будучи, наверное, рабами колонизаторов, по указке своих господ стали рассказывать простым людям о том, что в Коране якобы говорится о рабах, рабынях и рабстве. И в особенности о рабстве Всевышнему. Они нашли подходящие, по их мнению, слова, которые можно было бы условно перевести как «раб». Таких слов несколько, но самое распространённое из них «Абд» (на арабском пишется так же как на еврейском — аин бет далет. прим.лазарудин)

    Ну какая разница между «раб» и «служитель»? Да, на первый взгляд, почти никакой. Особенно для простого человека, который находится в естественном рабстве повседневности, рутины, бедности, обстоятельств и так далее. И вряд ли люди заметили тогда эту гомеопатическую дозу подмены смыслов. А когда сменилось несколько поколений, и умерли старики, уже некому было встать и объявить о подмене. Арабский язык Корана остался прежним, он не был изменён, но исторические реалии, в которых сформировался этот язык, канули в Лету, поэтому и стала возможной подмена некоторых смыслов.

  ***

     Кто нужен Богу: послушный раб или свободный воин света? Абд — это не раб, а как раз Служитель в самом высоком смысле этого слова. Качества такого служителя: достоинство, умеренность, разум, самообладание и великодушие, сила и стойкость, сострадание к страждущим и справедливость к врагам. Разве всё это — качества раба???? Рабские качества — это угождение, пресмыкательство, смирение, самоуничижение и лицемерие. Характер раба в терминах современной психологии можно описать как стратегию жертвы. Раб сам за свои поступки не в ответе, у него во всём виноват Господин, эдакий карабас-барабас с плёткой и кандалами.

    Итак, вам самим решать, что для вас обозначает слово «абд» — раб или Служитель? Я бы даже сказала — священнослужитель. Ислам удалил кастовость и элитарность права служения Богу. Каждый человек имеет право превратить свою собственную жизнь в священнослужение. Рабы ли мы или священнослужители — выбор за нами. 

    Благодарность Елене Кульбицкой за эту тему.

    Е. Клевцова

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.