lazarudin

Category:

Еврейская сталь

Не хочу отнимать хлеб у уважаемых людей —  Олег Грановский  и  Давид, которые освещают (и очень хорошо) военные вопросы. Однако, во-первых, я всё-таки в [далёком] прошлом танкист (на Магах-7) и тоже имею отношение к вопросу, а во-вторых, приведённый ниже фильм, интересен мне с позиции не военного дела, а истории еврейского народа и сионизма. 

Короткий, на 27 минут фильм, будет интересен даже не знающим еврейский язык. Он состоит из уникальных документальных кадров производства и испытаний танка Меркава. 

Обратите внимание на кадры работы металлургов, сварщиков и токарей —  все работники там евреи, посмотрите  это всё делают на 100% еврейские руки. И заметьте, всё это задолго до последней алии из СССР. Те кто утверждает, что облагодетельствовал Израиль своим прибытием, и ныне кормит Израиль своими мозолистыми руками, — они забывают, что приехали на всё готовое в состоявшееся, успешное, сильное, динамично развивающееся государство. 

Фильм снят в 1981 году. Разработчик Меркавы генерал Исраэль Таль (1924 — 2010) ещё не старый, крепкий, энергичный. 

Приятно слушать голос диктора, твёрдое правильное произношение великой эпохи завоеваний и свершений, не сегодняшнее хлипкое розовое сюсюканье.

(текст фильма по минутам. мои примечание — курсивом в скобках. лазарудин)

1:38.  1966. Британия обязуется продать Израилю танки Чифтен. Сделка предусматривает возможность сборки танков в Израиле.

1969. Британия отказывается от своих обязательств под давлением арабского бойкота. Нет шансов получить танки ни в одной другой стране. Израиль стоит перед разбитым корытом.

Август 1970. Решение минфина и минобороны: будет построен израильский танк, собранный из [уже] существующих систем и агрегатов, а не [решение о] собственной разработке. Это решение означает [что будет построен] танк — шаатнез (т.е. противоестественное объединение разнородных компонентов). С разработкой вырос аппетит и было решено: израильский танк, совершенно новый (построенный с нуля), не комбинация [уже существующих компонентов], не усовершенствование, не подражание, а новейший танк с новыми системами и новой концепцией.

2:50.  Решение о постройке танка сопровождалось тяжёлыми опасениями, [но] отсутствие выбора — оно, то что [окончательно] решило [в пользу постройки].

3:06.  (Говорит генерал Исраэль Таль) : — «нужно помнить, что с момента становления государства Израиль и до, примерно 1972 —  1971 года, ни одно государство мира не соглашалось дать государству Израиль новый танк не говоря уж о новейшем. Мы были вынуждены всегда воевать со старыми танками [времён] Второй Мировой войны, отремонтированными и модернизированными нашими руками, [и] стоять против современных танков, самых новейших и новых, которые [другие] страны мира всегда получали. И со времени Синайской войны 1956 года, войны на Среднем (Ближнем) Востоке решаются (в них достигается решительная победа), танковыми силами. Так что ответ простой — прежде всего историческая необходимость, единственная дорога бывшая перед нами [чтобы] достать новые танки — сделать их самим».

4:04.  Апрель 1971. Построен деревянный макет танка Меркава. На основе этого макета будут работать теперь проектировщики. Верно, что в Стране [Израиля] имеется большое инженерное знание (потенциал) и резерв рабочей силы в области разработки и проектирования, но в то же время не нашлось в Стране подходящих заводов, способных справится со [с этой] сложной задачей. Всё таки был дан сигнал к разработке танка, и началась подготовка [промышленной] инфраструктуры.

4:34.  Меркаву разрабатывают не более тридцати двух инженеров, очень малое число в сравнении с сотнями проектировщиков в других странах.

4:47.  Июнь 73. Половина Меркавы завершена, через несколько минут отправится шасси в свою первую поездку. Инженеры и проектировщики проверяют его со всех сторон, волнение — огромно. Это момент истины для проектировщиков, — верны ли все чертежи, расчёты, теории. Здесь заканчивается теория, тут начинается практический этап. Это должно ехать. 

5:15.  На  этом этапе нельзя говорить о всеобъемлющем испытании — башня танка всё ещё отсутствует. Поездка по кругу — коротка. После поездки открываются бутылки холодного шампанского. Камера снимающая празднование не записала ликующие возгласы проектировщиков и техников. Но за улыбками, объятиями и поцелуями — тяжёлые сомнения. Сможет ли израильская промышленность сумеет справиться с высокими требованиями разработчиков танка? Сумеет ли уложиться в заданное время? Оправдает ли себя решение о параллельном производстве танка всех систем одновременно, а не каждой системы по-отдельности ? Будет ли проект  экономически целесообразным? Оправдает ли свою цену ?

6:07.  (И.Таль)  — «Танк который мы делаем, танк Меркава, он — самый дешёвый танк в мире. Второе, он заменяет импорт. Этот танк, [его] прибавочная стоимость (при его производстве и продаже армии за гос. цену) очень высока, уже приближается к 60% и дойдёт до 70 или 80 процентов в будущем. У этого есть и в экономическом смысле огромное значение. Замена импорта. И третье — развитие наших технологии и промышленности. Пять тысяч человек производят [этот] танк в государстве Израиль. Поступили новые технологии, двести заводов вовлечены в это. Также это связано с промышленным, технологическим и экономическим развитием государства».

6:54.  Август 73. Бутылка шампанского разбита о корпус танка, и хотя танк всё еще не совершенный, его нижняя часть (шасси) — Меркава, а башня от другого танка (видимо М-48), башня Меркавы всё ещё в производстве, но уже ясно — есть танк!

7:08.  Декабрь 1974. Исторические кадры. Из полумрака сборочного цеха медленно выходит первый танк Меркава. Он всё ещё считается государственной тайной. От «дурного глаза» танк закутан брезентом со всех сторон. Как говорится первые шаги танка. Танк ведёт свой путь в темноте ночной, вдали от любопытных глаз, на серию испытаний. Это первый раз когда танк выходит [в его] полном [виде] на проверку всех его систем.

7:45.  Подход [к делу] генерала Таля в проекте Меркава, в [выборе] кратчайших путей в строительстве, на этапах производства и в проектировании, вызвали неприятие многих и пробудили разногласия.  Начались «войны генералов», подковёрные, без огласки. Споры, комиссии, заседания. Дошли до Государственного контролёра и комиссии по иностранным делам и обороне в Кнессете. Кризис был очень острым. Но несмотря на всех обвинителей, Меркава продолжила движение вперёд.

8:13.  (Журналист): — «Генерал Таль, личный вопрос. Во всей эпопее разработки танка, не пришла минута отчаяния, когда [ты] поднял руки и сказал: [это] невозможно, это слишком тяжело?»

8:22.  (И.Таль): — «От танка никогда не отчаялся, также не [отчаялся] от евреев занятых созданием Меркавы, даже ни одной минуты отчаяния. От [тех] евреев кто говорит, не отчаялся, так как изначально не возлагал [на них] надежд.»

9:04.  Первое указание о начале серийного производства танков Меркава дано в январе 76. С этого момента всё шло быстро, нужно было торопиться время поджимало. [Производственная] инфраструктура готова, можно начинать работу.

9:17.  Отливка броневой стали считается особой отраслью технологии, и немногие в мире добиваются в ней успеха. До проекта Меркава, не было в Стране завода способного отливать броневую сталь. На Урдан, маленький завод в Нетании, была возложена большая задача: Урдан должен был справится с отливкой башни танка Меркава. Выполнение не было лёгким. Завод вынужден был разрешить многие проблемы. Не было печи для выплавки такого большого объёма стали, не было больших форм. Завод мог делать отливки весом до 750 кг. Теперь от него требовалось отливать до десяти тонн и более. Первые попытки оказались неудачными, были жалобы на качество стали, велик процент брака и отходов. Гражданские стандарты менее строгие чем военные стандарты и под давлением военного заказчика на заводе преодолели все трудности.

10:39.  В другой части завода извлекают из огромное печи траки танковых гусениц [и направляют] на закалку.

10:53.  Один из самый охраняемых секретов танка — это состав брони. Здесь сумели прийти к формуле брони, показавшей себя в огневых испытаниях.

11:09.  Не вдаваясь в точные подробности, можем сказать, что на Урдане сегодня, только лишь для Меркавы, отливают и обрабатывают тысячи тонн стали ежегодно.

11:20.  Быстрое развитие завода вследствие проекта Меркава, привёл к тому, что сегодня этот завод производит отливки и детали для других танков, для других заводов заграницей и экспорт растёт из года в год. 

11:50.  Завод Ашот (Ашот Ашкелон), специализируется на производстве элементов и узлов подвески Меркавы и производстве зубчатых колес высокой точности.

11:59.  С началом производства Меркавы, опасались производить узлы подвески в Стране из-за отсутствия опыта и работа была передана заграничной фирме имеющей большой опыт. Однако с получением продукции выяснилось что та фирма не смогла выдержать строгие требования проектировщиков Меркавы, были обнаружены дефекты. Производство было пересено в Страну и передано заводу Ашот. Для производства узлов подвески открыта новая производственная линия. Приобретено передовое оборудование и обучены работники. Здесь тоже были «детские болезни», зубчатые колёса ломались как куски дерева под нагрузкой Меркавы и была потребность в испытаниях и частых изменениях, но за короткое время преодолели и эту трудность с помощью инженеров завода и инженеров армии.

12:51.  В отличие от других танков, система подвески Меркавы сделана из баллистической (броневой) стали, а не из обычной. Эта сталь (ходовой части), дополнительная защита для танка, а процесс обработки такой стали требует самых совершенных станков. Завод закупил их и теперь перед ним открылись экспортные рынки, позволяющие ему быть субподрядчиком крупнейших заводов мира.

13:21.  Завод Шаhаль ( שהל  шерутей hидравлика лод, ныне не существует)  авиационной промышленности, производит для Меркавы амортизаторы колебаний, гидравлические силовые приводы, систему управления для наводчика, систему стабилизации [орудия].

13:32.  Это гасители колебаний, проходящие проверку надёжности и прочности. Эта система даст танку плавность движения и поглотит толчки при тяжёлой езде.

13:44.  Этот завод один из передовых в Стране в области гидравлики. Четыре года назад и ранее, составлял проект Меркава 10% от объёма деятельности завода, а сегодня около 35%.

14:07.  [Предприятие] Электро-оптическая промышленность в Реховоте пережило тяжёлые «родовые муки» пока не сумело успешно интегрироваться в проект Меркава. В Эл.-Оп. производят линейку изделий для танка для танка, часть из них — единственные в своём роде в мире. На этом предприятие велико число людей занятых в НИОКР. 

14:25.  Работа на предприятии требует особой точности, и включает полировку и обработку стекла на самых совершенных станках.  

14:40.  Работа ведётся в стерильных помещениях. Каждая пылинка может причинить ущерб тонкому оборудованию.

14:51.  Здесь разработали лазерный дальномер, позволяющий быстро, за доли секунды, определить расстояние до цели.

15:14.  Здесь производят перископ, через него командир может наблюдать за пространством вокруг танка, без надобности высовываться из башни.

15:35.  Электронные схемы сложных приборов, дело рук женщин.

15:44.  Здесь тоже нужны руки и здесь требуется также сила. [Концерн] Таас (Военная Промышленность), завод артиллерийских орудий Военной Промышленности. Старый завод, еще с дней восстановления государства. Здесь пришлось тяжело поработать чтобы создать стволы для орудий. Для производства орудий для Меркавы был построен новый завод. Танковые орудия не производятся массово, каждое орудие — штучный товар, требующий индивидуальной калибровки. В больших размерах требуется точность до тысячной миллиметра. Новейшие танковые боеприпасы требуют производства орудий способных выдержать огромное давление, чтобы не разрушиться при выстреле.

16:43. Параллельно с подготовкой гражданской промышленности, начал Цаhал готовить производственные и сборочные линии для танка Меркава.

16:48. Это одна из машин для резки стальных листов. Стальной лист режется с точностью до миллиметров и всё это автоматически. С одной стороны электронный глаз читает чертёж на бумаге и передаёт данные резки через ЭВМ на другую сторону машины где уложен стальной лист. Таким образом получают максимальное количество [продукции] с одного листа и самый ничтожный объём отходов.

17:18. Государство Израиль не богато сварщиками броневой стали. Система профобразования тоже не озаботилась обеспечить промышленность специалистами этого профиля, так как не было потребности. Гражданский рынок не мог снабдить армию такими специалистами. И возникла необходимость организовать систему обучения для их подготовки.

17:36. Это факт, в Стране не занимались никогда производством танков и была необходимость спроектировать и построить технологическую оснастку. Такую оснастку нельзя было закупить так как она индивидуальна для Меркавы.

18:09. Танк Меркава отражает в своей концепции сложившийся подход объединить три вида существующих танков — лёгкий танк предназначенный для разведки, средний для борьбы с танками противника, и тяжёлый для непосредственной поддержки и прорыва. В ходе разработки была предпринята попытка соединить эти три категории в одном танке, пригодном для выполнения всех задач.

18:32. (И.Таль): — «Танк подходящий для нас, и это также общемировая концепция, это танк построенный согласно концепции основной боевой танк (ОБТ), иначе говоря танк который включает в себе все свойства нужные на поле боя.  Продвижение и преследование, прорыв, бой танк против танка и так далее.  То есть когда танк включает все способности он называется ОБТ. Государству Израиль подходит концепция ОБТ, и центральный принцип при проектировании этого танка, и в связи с концепцией о которой я говорил(ОБТ), была очень высокая тактическая подвижность. Чтобы добиться такой способности (высокой тактической подвижности), следует выделить особо живучесть. То есть способность танка существовать в естественной среде поля боя, под массированным огнём врага, из всех видов оружия. 

19:47. Чтобы танк в самом деле выдержал это, он должен быть как следует бронирован.

20:01.  Максимальная защита экипажа и высокая вероятность выжить на поле боя — это наиболее яркие особенности танка Меркава. Эти особенности были достигнуты с помощью ряда идей, часть которых использованы впервые в мире в проектирование танков. 

20:15.  Перед разработчиками танка был опыт войн, и его воплотили в этом танке.

20:24.  Большинство попаданий в танки — в лоб танка, в Меркаве двигатель установлен спереди и поэтому нет возможности поразить экипаж в лоб. Расположение орудия и конструкция башни позволяют получить самый малый силуэт [когда танк находится] на огневой позиции. Это значит трудно попасть в Меркаву спереди. Силуэт башни Меркавы самый маленький в мире.

20:50.  В танке Меркава имеется система защиты против ОМП, позволяющая экипажу вести бой не надевая противогазы.

21:03.  В считанные минуты можно установить в этом танке носилки для перевозки раненых, или вместо этого перевозить бойцов на поле боя с максимальной защитой. Такой возможности нет ни в одном танке мира.

21:30.  Система пожаротушения, израильская разработка. Датчик находящийся в Меркаве включает систему пожаротушения меньше чем за одну секунду. У танка Меркава круговое многослойное бронирование.

21:51.  В других танках защиту экипажа обеспечивает примерно 50% от массы танка. В Меркаве этот показатель примерно 70%.

22:03.  (И.Таль):  — «Этот танк можно экспортировать уже сегодня. И я также уверен, что в конце концов мы будем его экспортировать. Нет проблем конкурентоспособности, ни в смысле качества танка, ни в смысле цены. Вопрос этот разумеется политический. Когда найдётся государство, которое не побоится приобрести у Государства Израиль важнейшую систему оружия, — танк. Тогда будем экспортировать.»

22:44.  Это линия сборки огромной индустрии по производству танка Меркава. Сюда стекаются 30 тысяч изделий из которых собран танк. Здесь делается окончательная сборка.

23:50.  Нет сомнения, что дело Меркавы, и акцент на слове дело, это удел и заслуга как гражданской так и военной промышленности. Проект Меркава может считаться одним из крупнейших промышленных проектов Израиля до сегодняшнего дня.

24:21.  (Журналист):  — «На северном фронте противостоит Меркаве танк Т-72, который считается самым передовым русским танком. Сможет ли Меркава дать ему ответ в день боя, в час когда будет приказ ?».

24:30.  (И.Таль): — «Если бы ты понимал в танках, ты бы спросил: может ли Т-72 дать ответ и противостоять Меркаве».

24:44.  Октябрь 1979. После ряда полевых испытаний на тяжёлой местности на Голанских высотах, принимает ЦАХАЛ первые серийные танки Меркава.

24:55.  Поздравительное слово министра обороны Эзера Вейцмана и речь И.Таля.

26:23.  1981. Меркава мк.1 действует на местности, Меркава мк.2 в производстве,  Меркава мк.3 находится в проектировании и будет считаться самым новейшим танком даже по понятиям 90-х годов.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.