lazarudin

Category:

Евреи в мировой живописи ч.3

                    Начало — часть первая.   Продолжение — часть вторая

Карл де Прево, Karol (Carlo) de (di) Prevo (Prewot, Prewo), (1670, Тичино, Италия или Швейцария — 1737, Польша) —  польский художник итальянского происхождения. В период 1708 — 1737 работал над оформлением Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в Сандомире. Создал изображения святых мучеников, в том числе картину ритуального убийства евреями христианских детей. Надпись рядом с картиной гласит: filius apothecarii ab infidelibus judeis sandomiriensibus occisus (сын аптекаря, убитого неверными евреями Сандомира). Картину заказал священник и ярый антисемит Стефан Жуховски, Stefan Żuchowski (1666 — 1716). 

Историческим фоном были очередные кровавые наветы 1698 года и 1710 — 1713 годов против сандомирских евреев. В 1698 г. был казнён староста Сандомирской синагоги Александр Берк, по лживому обвинению в убийстве двухлетней девочки. В 1710 евреи Сандомира были обвинены в убийстве в ритуальных целях ребенка Георгия Красновского. Обвинялся прежде всего раввин Яаков Герц. Процесс длился 3 года – во время него сын обвиняемого, Абрам, перешел в католичество и дал показания против отца, уличающие Герца. Постепенно увеличивалось число обвиняемых, которые, наконец, в 1713 году были осуждены на смертную казнь. В 1712 король Август II Сильный издал указ об изгнании евреев из Сандомира.

«Ритуальное убийство» 1708 — 1737


Михай Мункачи (Michael Leo Lieb, 20 февраля 1844, Мункач (Мукачёво), Украина — 1 мая 1900, Бонн,Германия) — венгерский художник-реалист. Учился в Академии художеств в Вене, жил и работал в Австро-Венгрии, Германии, Франции. Считается важнейшим национальным живописцем Венгрии.  Летом 1896 года здоровье Мункачи резко ухудшилось. Лечился в Баден-Бадене. Позже был доставлен в психиатрическую больницу в Энденихе близ Бонна, где умер 1 мая 1900 года. 9 мая был похоронен на кладбище Керепешы в Будапеште.

Михаю Мункачи приписывают авторство картины «Кровавый ритуал». Долгий и тяжёлый поиск в интернете не обнаружил доказательств того, что Мункачи действительно автор этой картины. Единственный серьёзный (научный) источник, где Мункачи назван автором, это этнографическая брошюра Светланы Амосовой «Наветные тексты и другие представления о еврейских праздниках у жителей Латгалии». Однако С.Амосова не историк живописи, а этнограф, и вполне могла ошибиться, доверившись сомнительным источникам. 

Как бы то ни было, эта картина кем-то нарисована. Исторический фон для неё был таким:

Кровавый навет в Тисаэсларе

В венгерской деревне Тисаэслар (Tiszaeszlár), 1 апреля 1882 года, перед праздником Песах, пропала 14-летняя христианская девушка Эстер Шоймоши (Solymosi Eszter). После безрезультатных поисков был пущен слух, что девушка стала жертвой религиозных еврейских фанатиков. Начался долгий и тяжёлый судебный процесс вызвавший огромную волну антисемитизма и еврейские погромы в Братиславе, Будапеште, других городах. Пятнадцать евреев, жителей Тисаэслар, были арестованы по обвинению в ритуальном убийстве. Несмотря на пытки и издевательства, все отрицали свою вину. Через два с половиной месяца, 18 июня, из реки Тисы около деревни Дада, плотогонами было извлечено тело девушки. Но процесс продолжался ещё больше года. В конце концов, 3 августа 1883 года, все обвиняемые были полностью оправданы.

Оправдательный вердикт и освобождение заключённых, большинство из которых находились в тюрьме 15 месяцев, послужило сигналом к беспорядкам в городах Венгрии. Толпившиеся и скандалившие около здания суда во время заседаний оскорбляли заключённых и угрожали свидетелям и адвокатам.

Кровавый навет в Тисаэсларе был одним из наиболее заметных в Европе в конце XIX века. Он послужил оправданием кровавых погромов в Венгрии в 1919—1921 годах. В 1920-х — 1940-х годах его использовали венгерские и немецкие нацисты.

«Кровавый ритуал». 1882 — 1897.  (Михай Мункачи ?)


Мориц Даниэль Оппенгейм (Moritz Daniel Oppenheim, 7 января 1800, Ханау, Гессен-Кассель — 26 февраля 1882, Франкфурт-на-Майне, Германия) — немецкий живописец еврейского происхождения. Первый крупный художник, который родился евреем, остался евреем и сознательно выбирал темы из еврейской жизни.

«Возвращение еврея-добровольца после войны за независимость в семью, живущую согласно старым традициям». 1833

«Хедер» (начальная религиозная школа) 1878


Эдуард Саломон Франкфорт (Eduard Salomon Frankfort, 21 Июня 1864, Меппел – 19 Августа 1920, Ларен, Голландия) — Голландский художник еврейского происхождения. Получил ортодоксальное еврейское образование, затем изучал живопись в Королевской Академии искусств в Амстердаме и в бельгийской Королевской Академии искусств в Антверпене. Работал в Голландии и Южной Африке.

«Богословский диспут». 1888.


Николай Корнильевич Пимоненко (Микола Корнилійович Пимоненко; 9 марта 1862, Киев — 26 марта 1912, Киев, Российская империя) — украинский жанровый живописец, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств. 

«Жертва фанатизма» — одна из наиболее известных картин Пимоненко — написанная в 1899 году, после того, как он прочитал в газете об избиении членами еврейской общины девушки-еврейки, которая полюбила кузнеца-украинца и перешла в христианство. Взволнованный этой заметкой, художник перед написанием картины посетил местечко Кременец на Волыни, где сделал много эскизов с натуры.

«Жертва фанатизма» .  1899


Самуил (Шмуэль) Давидович Гиршенберг (22 февраля 1865, Дрогобыч или Лодзь, — 15 сентября 1908, Иерусалим) — художник-реалист, польский еврей. Его произведения отличались мрачностью и депрессией. В 1907 поднялся в Эрец Исраэль, где преподавал в основанной годом ранее Академии художеств «Бецалель», писал портреты жителей и пейзажи окрестностей Иерусалима, здесь его творчество стало более светлым и жизнелюбивым, но через год он умер, похоронен на Масличной горе.  

«Йешива»  1887

«Вечный жид».  1899.   Представляет образ обездоленного, испуганного и жалкого еврея, скитающегося по миру в поисках пристанища. Почти две тысячи лет такой образ был актуальным. Картина подарена автором музею «Бецалель»

Два видных деятеля сионистского движения — основатель академии «Бецалель» профессор Борис Шац и философ и писатель Ахад hа-Ам, на фоне картины «Вечный жид», в созданном в 1906 году в Иерусалиме музее  искусства. Фото 1911 года.

«Храмовая Гора, купол над скалой». 1907

«Йеменские евреи у Западной Стены» (Стены Плача) 1907-1908. Очень важный рисунок, встреча двух еврейских цивилизаций.


Владимир Дмитриевич Вучичевич-Сибирский (25 июля 1869, Полтава — 15 сентября 1919 года, Щегловск, Томская губерния) — русский художник-живописец, потомок сербов из Черногории. Сочувствовал и помогал русским революционерам-народникам, принял самое живое участие в революционных событиях 1905 года: ходил на демонстрации,  печатал и распространял прокламации. Именно в это же время он пишет свою картину «Черносотенный погром в Томске (события 20 октября 1905 года)», в которой постарался воплотить тот ужас, который способна породить ненависть одних людей (черносотенцев) к другим (евреи). В дальнейшем намеревался, в виде художественной открытки напечатать и распространить эту картину среди общественности, но замысел не удался. Во время Гражданской войны трагически погиб вместе со своими детьми в результате бандитского нападения.

«Черносотенный погром в Томске 1905 года.»


Сальвадор Дали  (11 мая 1904, Фигерас, Каталония, Испания — 23 января 1989, там же) —  испанский художник, график, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

 "Алия. Возрождение Израиля". 1968 г.

«Стена Плача». Сальвадор Дали. 60 70-ые годы

Менора. Сальвадор Дали

Великий художник обратился к евреям с такими словами: «Вы, еврейский народ, избранные сыны Авраама, Ицхака и Яакова. Для вашей решимости поддерживать традиции, для радости освящения ваших празднеств я создал эту менору и «Стену Плача». Пока вы с непоколебимой верой молитесь вашим предкам, я хочу видеть в сиянии этих ясных и радостных огней уважение к вашему народу».

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.