lazarudin

Categories:

Пурим — подарок антисемитам?

Давид Эйдельман

Пурим — это праздник еврейского погрома. Только такого погрома, когда громили не евреев, а громили евреи. И громили своих врагов, если верить «Мегилат Эстер», с позволения царя на всей территории Персидской империи. Поэтому такой праздник и используется в антисемитской пропаганде: «Смотрите, евреи без стеснения празднуют день, когда они громили гоев. И они ещё возмущаются...».

Праздник Пурим — подарок для антисемитов. Правда, у них есть проблема. Ведь антисемиты, которые обвиняют евреев знают, что «Мегилат Эстер» («Книга Есфири») входит в состав «Ветхого Завета», то есть не только нашей, но и их Библии.

Но остановиться все равно не могут. Вот, например, опус православного диакона Андрея Кураева против Эстер и связанного с ней праздника. Текст, не лишенный некоторой логики, хотя и основывающийся на передергиваниях.

В частности там Кураев пишет:
«Апологеты Пурима вряд ли одобрили бы, если б Московская Патриархия каждый год открыто и шумно праздновала штурм Казани войсками Ивана Грозного, при этом подчеркивая, что в нем она видит образец для обращения со всеми врагами Святой Руси? Не назвали бы они такое поведение безумным и чреватым пролитием новой крови? Но тогда столь же негативной должна быть и их реакция на празднование «веселого праздника Пурим».

Жаль, что диакон (вроде в семинарии учившийся) не видит разницу. Ведь «апологеты Пурима» (то бишь, иудеи) никогда не объявляли рассказы об Иване Грозном своими священными текстами. А вот христиане и христианское духовенство почитают «Ветхий Завет», он же «Еврейская Библия» (ТаНаХ), как Священное Писание христианства. Для христианской догматики это Боговдохновенные тексты. Мы, иудеи, их на это не подписывали.

«Книга Есфири» в православном каноне Библии помещена между книгами Юдифи и Иова.

Так что, если господину диакону не нравится канонический свод текстов его религии, то он вполне может отказаться от неё и вернуться к исконно-славянскому поклонению Перуну, идолам и капищам. Вернуться к первоначальному язычеству, которое не потребует от него уважительного отношения к иудейским текстам.

Отбиться от Кураева как от злобного антисемитского жука можно довольно легко. Но…

Праздник погрома

Пурим — действительно странный праздник. Это праздник еврейского погрома. Только такого погрома, когда громили не евреев, а громили евреи. И громили своих врагов, если верить «Мегилат Эстер», с позволения царя на всей территории Персидской империи. Поэтому такой праздник и используется в антисемитской пропаганде: «Смотрите, евреи без стеснения празднуют день, когда они громили гоев. И они ещё возмущаются…».

Покойный Йоси Сарид как-то на мероприятие организации, борющейся за гражданские браки и права смешанных семей, говорил, что из всех книг ТАНАХа он более всего любит Книгу Рут, которая об открытости еврейского народа, о возможности чужестранки войти. А менее всего ценит — Свиток Эстер, который о ненависти и уничтожении других. Ему возразили: «Но в этой книге говорится о смешанной семье Ахашвероша и Эстер, которая оказалась очень удачной для истории еврейского народа».

Где Бог?

Свиток Эстер — это единственное произведение в Священном писании, где не упоминается имя Бога. Вообще не упоминается. Ни в каком виде. Правда, тут могут резонно возразить, что, несмотря на то, что имя Его не упоминается, все пронизано духом Его. Он присутствует в тексте и определяет судьбу. Тот самый жребий — аккадское слово «пуру»  — в честь которого и назван праздник «פּוּרִים».

В тот момент, когда в персидской империи возникший еврейский праздник стал зваться иностранным словом «Пурим», сама еврейская религия стала называться (уже навечно) персидским словом «Дат» (однокоренным таким индоевропейским словам как «дать» и «подать»).

Свиток Эстер поражает не только отсутствием упоминаний о Боге, но и отсутствием упоминаний о Храме, молитвах и «мицвот» (заповедях).

Именами чужих богов

Свиток Эстер — это единственная книга ТАНАХа, в которой еврейские герои называются не еврейскими именами. Более того, Мордехай и Эстер — это имена языческих богов — Мардука и Иштар. Правда, у Эстер до замужества было другое имя — Адасса. Но она от него отказалась, чтоб стать Эстер.

Есть предположение, что Пурим изначально был ритуалом (типа у соседей карнавальные праздники есть, а мы – тоже не пальцем деланные) и только затем обзавелся историей в виде Свитка Эстер, где объясняется, что еврейская девушка Адасса вынуждена была назвать себя Эстер.

Пурим — праздник весны

Праздники встречи весны и проводов зимы — были у всех народов древности. И праздники эти были похожи. И карнавальными переодеваниями, и шумными народными гуляниями, с дудками, свиристелками, трещотками. И стремлением напиться так, чтоб не отличать никого и ничего, а не только Амана от Мордехая.

Пурим — это единственный праздник Галута, изгнания, жизни среди других народов. Я не буду сейчас спорить об предысторической достоверности событий, которые изложены в книге Эстер. Но вероятно чисто функционально он понадобился именно для того, чтоб позвать соседей на свой весенний праздник, после того, как они позвали к себе.

Пурим — праздник Галута и ещё в одном смысле. Это праздник народа, который находясь в изгнании, в чуждом окружении, часто становясь жертвой ненависти и ксенофобии — выжил.

И это тысячелетнее выживание — не меньшее чудо, чем-то, что описано в Свитке Эстер.


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.